Официальный сайт

В ПОИСКАХ ВОЛШЕБНОГО ЗЕРКАЛА. ПРОДОЛЖЕНИЕ

В начале 1895 года известный ныне всему миру русский ученый Александр Степанович Попов (1859-1906) создал приемник электромагнитных волн.

7 мая этого же года изобретатель выступил с докладом о возможности беспроволочной связи с помощью электромагнитных волн. Доклад был сделан на заседании физического отделения Русского физико-химического общества.

Так произошло открытие процесса передачи сигналов с помощью радиоволн – радио, ставшего затем основным средством передачи телевизионного изображения.

Любопытно, что изобретение кинематографа во Франции произошло в том же году, когда А. С. Попов в России изобрел радио. И в мае 1896 года в России состоялись первые кинопоказы.

Демонстрации кинофильмов прошли в «Эрмитаже» в Москве, в «Аквариуме» в Петербурге, на Всероссийской ярмарке в Нижнем Новгороде.

Это происходило всего несколько месяцев спустя после первого в мире парижского киносеанса 28 декабря 1895 года, проведенного братьями Люмьер.

Распространение кинематографа в России с момента его изобретения шло очень быстро и, несомненно, влияло на интерес к разработке и развитию телевидения. Зрителей поражало и привлекало движущееся изображение на экране.

В июле 1896 года начинающий журналист, впоследствии известный писатель М. Горький, написал о своих впечатлениях от кинопоказа в газете «Нижегородский листок»:

– На вас идет издали курьерский поезд – берегитесь! Безмолвный, бесшумный локомотив у самого края картины.

Публика нервно двигает стульями – эта махина железа и стали в следующую секунду ринется во тьму комнаты и все раздавит.

Ваши нервы натягиваются, воображение переносит вас в какую-то неестественно однотонную жизнь, жизнь без красок и без звуков, но полную движения.

В том же 1896 году в России были проведены и первые съемки отечественными кинематографистами. Они велись В. Сашиным-Федоровым, А. Федецким, С. Макаровым и другими кинолюбителями.

В 1897 году 25-летний изобретатель Ян Щепаник, живший в Польше, входившей в состав Российской Империи, выдвинул собственную теорию передачи изображения на расстояние. Щипаник предложил осуществить это при помощи устройства, в котором действовало раскачивающееся зеркало. К сожалению, прибор не получил практического воплощения.

24 ноября 1898 года еще один юный российский изобретатель Мечислав Вольфке, которому исполнилось всего 15 лет, запатентовал телектроскоп.

Заявка была отправлена из польского города Ченстохова в Департамент торговли и мануфактур Министерства финансов России.

«Прибор для электрической передачи изображения без посредства проводов» был запатентован 30 ноября 1900 года. Автору был выдан патент за номером 4498.

Вольфке первым предложил передавать изображение с помощью радио. Впоследствии Вольфке стал одним из изобретателей голографии.

23 декабря 1899 года в Санкт-Петербурге выдающимся русским ученым Александром Аполлоновичем Полумордвиновым (1874-1942) была подана авторская заявка на изобретение «светораспределителя» для аппарата, осуществляющего передачу изображения на расстояние.

Так была предложена первая система цветного телевидения, основанная, как впоследствии все современные системы цветного телевидения, на трехкомпонентной теории цвета, – прибор, получивший название «телефот».

А. А. Полумордвинову принадлежит и изобретение, зарегистрированное под названием «Аппарат для передачи изображения и способы этой передачи с одновременной передачей звука». Открытие, которое он сделает в 1903 году, когда еще не было ни звукового кинематографа, ни телевидения, доказывают преимущество и силу российского образования и российской науки в то время.

Материалы по истории телевидения «В поисках «волшебного зеркала». 70 лет регулярного звукового телевещания» впервые были опубликованы в научно-техническом журнале «Техника кино и телевидения» в 2004 году.

В то время журналом руководил уже на протяжении 40 лет удивительно образованный и интеллигентный человек – Валерий Викторович Макарцев (1938-2004). Главный редактор сразу понял и оценил важность исследования истории ТВ.

Пользу от знания основных этапов развития телевидения в России Валерий Макарцев видел не только в совершенствовании технологий, но и в принятии тех нравственных принципов, которыми руководствовались первопроходцы телевидения.

 

Владимир Кремень. Продолжение следует.

 

 

 

 

23 января 2017
Яндекс.Метрика
loading