Официальный сайт

УВИДЕТЬ ВОСКРЕСШЕГО ХРИСТА

Всю Светлую седмицу мы продолжаем праздновать Воскресение Христово. Событие таинственное и непостижимое для обыденного ума. Святые отцы оставили множество бесед, разъясняя само Воскресение и связанное с ним. В том числе и то, кто первым увидел Воскресшего Господа.

Святитель Григорий Палама высказывает свою точку зрения о том, кто же первым встретил Господа.

— Воскресение Господне является обновлением человеческого естества и оживлением и воссозданием и возвращением к бессмертной жизни первого Адама. Который через грех был поглощен смертью. И смертью снова отошел в землю, из которой был создан.

Адам в начале был создан и приведен в жизнь, но никого не видел из людей, ибо в тот час кроме него не было ни одного человека. После же того, как принял дух жизни, через дуновение Божие, первой из всего другого он увидел женщину. Ибо Ева была первым после него человеком.

Voskresenie6Так и Второй Адам, Который есть Господь, восстав из мертвых, никого не видел из людей. Ибо из Его близких никто не присутствовал при этом. А стерегущие гроб воины, охваченные страхом – омертвели.

После Воскресения же, Он увидел первою из иных людей – Женщину. Как мы слышали, благовествовал апостол Марк:

— Воскрес же Иисус заутра в первую субботу, явился прежде Марии Магдалине (16.9).

Из сказанного представляется будто Евангелист ясно указывает и час, когда Господь Воскрес – заутра. И что в тот же самый час Воскресения Он сначала явился Марии Магдалине.

Однако не это он говорит, как для людей понимающих станет ясно немного далее. Ибо чуть раньше и он, согласуясь с прочими Евангелистами, говорит, что эта Мария приходила и до этого с прочими Мироносицами на гроб Христа. И увидев гробницу пустой, ушла.

Отсюда явствует, что Господь воскрес гораздо ранее наступления утра, когда она увидела его гроб. Обозначая же то время, апостол не просто сказал – заутра. Зело рано – совсем рано. Следовательно, он указывает здесь не на восход солнца, но говорит, что в то время был слабый, предшествующий восходу солнца, свет.

Voskresenie5То, что не столь ясно возвещено Евангелистами, то я раскрою вашей любви. Итак, благовестие о Воскресении Господа, первая из всех людей — что было подобающим и справедливым — приняла от Господа Богородица. И прежде всех Она увидела Его Воскресшим. И насладилась Его божественной речью.

И не только узрела Его очами, и услышала Своими ушами, но и первая и единственная ухватилась за Его пресвятые ноги.

Хотя все это открыто не говорится Евангелистами. По причине нежелания приводить Матерь во свидетельство. Чтобы не дать неверным повода к сомнению в Воскресение Господне.

Но так как ныне, по благодати Воскресшего, мы говорим слово к верным, то получив слово от Того, Кто сказал: Нет ничего сокровенного,  что не откроется, — то и это будет явленным.

Итак, все жены пришли после землетрясения и бегства стражи, и нашли гроб отверстым, и камень отваленным.

Но когда предстояла Мати Дева, именно тогда было землетрясение, и отваливался камень. И гроб отверзался. И стерегущие присутствовали, хотя и были потрясены ужасом, так что после землетрясения, придя в себя, немедленно устремились в бегство.

Voskresenie3Богородица же, не испытывая страха, обрадовалась, видя происходящее. Я думаю, что ради Нее первой Живоносец открыл этот гроб. Через Нее первую, и чрез Нее открыл нам все, что на небесах вверху и что на земле внизу.

И ради Нее Он послал Ангела, дабы он воссиял как молния. Так чтобы пока еще было темно, благодаря обильному свету Ангела, Она бы увидела не только пустой гроб, но и плащаницы положенные в порядке и многообразно свидетельствующие о Воскресении Погребенного.

Благовестником же Воскресения был тот же Архангел Гавриил. Ибо тот, кто вначале сказал Ей:

— Не бойся, Мария, обрела бо Ты благодать у Бога (Лк. 1.30), тот же, когда увидел Ее пришедшую на гроб, и теперь спешит. И нисходит вновь возвестить Приснодеве то же самое. И благовестить Воскресение из мертвых Родившегося от Нее бессеменно. И отвалить камень, и показать пустой гроб и погребальные покровы. И таким образом сделать для Нее благовестие достоверным.

Voskresenie111Мне кажется, что страх еще имела Мария Магдалина и к тому времени пришедшие прочие жены. Потому они не поняли значения слов Ангела. Не были в силах полностью воспринять свет, чтобы ясно увидеть и разуметь. А Богородица восприняла великую радость, осознавая то, что было возвещено Ангелом. И вся стала как свет, как весьма очищенная и божественно облагодатствованная. И во всем твердо познавшая истину. И поверившая Архангелу. Ибо и достойным большой веры он Ей явился по делам Ее.

Как бы это могло случиться что, присутствуя при совершавшихся событиях, богомудрая Дева не поняла бы, что совершилось. Видя землетрясение и этого великого Ангела, снисходящего с небес, имевшего вид молнии. Омертвление стражей, и перемещение камня, и пустоту гроба. И великое чудо плащаниц, смирною и алое слепленных и неразрушимых, и в то же время пустых от нахождения тела. И к тому же радостный вид и благовестие к Ней Ангела?! Но, отойдя после этого благовестия, Магдалина Мария, как бы не слышала Ангела, который, быть может, не ради нее говорил. Она заметила только пустоту гроба, совершенно не обратив внимания на плащаницы.

Она бежит к Симону Петру и к другому ученику, как говорит Иоанн. А Божия Матерь, Дева, присоединившись к другим женам, снова пошла на то место, откуда пришла. И вот, как говорит Матфей:

— И се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! (Мф. 28.9).

Voskresenie2Видите ли, что раньше Марии Магдалины Божия Матерь увидела ради нашего спасения плотию Страдавшего и Погребенного и Воскресшего?

— И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему. (Мф. 28:9). Как тогда, когда вместе с Марией Магдалиной, Богородица, услышав от Ангела благовестие о Воскресении, только одна поняла значение возвещенного, так и теперь. Она, вместе с другими женами встретив Сына и Бога, первая из всех иных, и увидела, и узнала Воскресшего. И, приступив, ухватилась за Его ноги, и стала Апостолом для Апостолов.

В примечаниях к беседам Святителя Григория Паламы говорится:

— Что Господь наш Иисус Христос по Своем Воскресении из мертвых явился Своей Матери, Пречистой Приснодеве Богородице, ранее чем кому-либо из людей, это является традицией Церкви, выразившейся в упоминаниях у Святых Отцов и в песнопениях Триоди Цветной.

Но нигде этот вопрос не выясняется с такой отчетливостью, как в 18-ой беседе — омилии Святителя Григория Паламы. Причем Святитель Григорий Палама основывается исключительно на тщательном изучении самого евангельского текста.

Voskresenie7В наше время, кто-то может быть скажет:

— Мы тоже веруем в Воскресшего Христа. Почему же мы Его не видим и не можем обнять Его ноги?

Святитель Григорий Палама объясняет:

— Нет никакой пользы, братья, если кто скажет, что он имеет божественную веру, а не будет, при этом, иметь дел, отвечающих вере. Какую пользу принесли юродивым девам светильники, не имеющие елея. Дел любви и сострадания?

Что дало призывание праотца Авраама тому богачу, который по причине не сочувствия Лазарю, мучился в неугасающем огне?

К чему послужило человеку готовое послушание на приглашение на брак. Если он не одет был в одежду добрых дел. Одежду, которая соответствовала бы божественному браку и Жениху? Ибо и позван он был, и пришел, имея совершенную веру. И возлежал с теми святыми гостями. Но был осужден и постыжен, как одетый в убожество нрава и дел. И, будучи безжалостно связан по рукам и ногам, он был брошен в геенну огненную, где плач и скрежет зубов. Испытать которые да не случится никому из призываемых Христом. Но, во всем верою явив подобающую жизнь, да сподобимся войти в обитель чистой радости, вечно пребывая со Святыми. Там, где — жилище всех веселящихся. Аминь. [

05 мая 2016
Яндекс.Метрика
loading