ТРОИЦКАЯ СУББОТА
Архимандрит Кирилл (Павлов) в Слове на Троицкую родительскую субботу говорил о поминовении усопших.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Дорогие братья и сестры, сегодня мы с вам собрались в святой храм, чтобы совместно вознести свои молитвы к Богу за усопших наших сродников. Совсем недавно, после Пасхи, на Фоминой неделе, мы собирались на общественную молитву, чтобы с усопшими поделиться нашей общей радостью о воскресшем Господе и испрашивали у воскресшего Господа им милости в надежде будущего воскресения.
Сегодня Церковь также установила поминать усопших ввиду того, что на Пятидесятницу сошел Святой Дух на апостолов, и тем самым совершилось домостроительство нашего спасения, в котором участвуют и усопшие.
Поэтому Святая Церковь, воссылая молитвы в Пятидесятницу, молитвы об оживотворении Духом Святым всех живущих, просит, чтобы и для усопших благодать Святого Духа, которой они сподобились еще при жизни, была источником вечного блаженства, так как Святым Духом всяка душа живится.
В молитве на Троицын день указано: Яко не мертвые восхвалят Господа, ниже сущии во аде исповедание дерзнут принести Тебе, но мы, живи, благословим Тя и молим, и жертвы приносим о душах их.
Дорогие братья и сестры, Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у него все живы (Лк. 20.38). И поэтому мы с верою совершаем молитвы по нашим умершим, зная, что они нас слышат, они живы и ждут нашей молитвы.
Нет человека, который бы не согрешил. Никто не чист от греховной скверны, хотя бы он прожил только один день на земле (Иов. 14. 4-5).
Все мы во грехах рождаемся, во грехах проводим жизнь и во грехах умираем. Правда, многие из нас часто каются и причащаются Святых Христовых Таин. Но едва мы кончим покаяние, как снова успеваем нагрешить, и смерть всегда нас застает неоплатными должниками перед Богом. А между тем, за гробом нет больше места для покаяния.
Только в земной жизни человек может каяться и творить добрые дела. За гробом же он ничего не может сделать для улучшения своей участи. И его ожидает одно из двух: помилование или осуждение.
Поэтому Святая Церковь, исполняя заповедь Христову о любви к ближним, и призывает нас, и научает нас, чтобы мы молились за умерших в вере и благочестии.
Перешедшие в иную жизнь души христиан, хотя и вере скончались, а не в ожесточенном зле, тем не менее, еще не совершенны в добрых делах. И души таковых христиан, находясь в аду, могут конечно, глубоко раскаиваться в грехах земной жизни и стремиться к благу, к которому иногда были равнодушны на земле.
Но собственными силами они не могут освободиться от уз ада. Христос, разрушитель ада, имеет власть отверзать врата ада и затворять, низводить во ад и возводить из него. Следовательно, для спасения усопших от уз адовых, членам Церкви остается молить Господа, владыку живых и мертвых, о помиловании их.
Как же быть тем, которые не удостоены помилования на Суде Божием, а между тем умерли с покаянием и надежною на спасение?
Они могут получить себе помилование по молитве живых, которые, оставшись на земле, обязаны ходатайствовать перед Богом за умерших, совершая о них поминовение.
Священное Писание ясно говорит об этой обязанности нашей по отношению к умершим. Еще Премудрый сын Сираха, будучи убежден в полезности для умерших поминовения, учил:
– Чадо, над мертвецом источи слезы и якоже зле страждущь начни плач (Сир. 38. 16).