ТАЙНОЕ ОБЩЕСТВО «БЛАГОЧЕСТИВЫХ»
В рамках иудейского вероучения хасидизм как «тайное знание» возник в начале нашей эры. В Мидрашах – правовых и религиозных установлениях иудаизма и Талмуде – своде законов, регулирующих жизнь евреев, встречается название хасидим ришоним (ранние хасиды). Хасиды – благочестивые – оказали большое влияние на секту ессеев.
Собственно же хасидское движение как секта, выделившаяся из ортодоксального иудаизма и противопоставившая себя ему, появилась в Германии XII–XIII веков.
Члены движения Хасидей ашкеназ (благочестивых восточных евреев) стремились обрести благочестие посредством аскетизма, подчинения строгим моральным нормам и постоянного молитвенного созерцания. Находясь под влиянием еврейских мистиков-каббалистов, они верили, что Бог проявляет Себя в Божественной славе (кавоз).
Они отрицали Божественность Иисуса Христа и жили постоянным ожиданием нового мессии.
Самый известный средневековый хасидский трактат – Сефер Хасидим («Книга благочестивых») написан Иехудой ха Хасидом в XIII веке. В этой книге содержится предписание отношения евреев к неевреям, вопросы образования, молитвы, общественной жизни.
Возрождение хасидизма как крупного мистического и националистического движения произошло в XVIII веке, когда Исраэль бен-Элиезер – известный под именем Баал-Шем-Тов, или Бешт – организовал в Подолии (ныне на территории Украины) народное движение, участники которого называли себя хасидами.
Баал-Шем-Тов родился в бедной еврейской семье на границе Польши. Некоторое время он был сторожем в синагоге и там познакомился с богатым приезжим юношей. Вместе они стали заниматься каббалой по тайным книгам, которые привез этот юноша. Во время одного из магических сеансов товарищ Исраэля погиб от злых сил, а он сам бежал из родного города. Спустя некоторое время он выступил с проповедью религиозного пантеизма и занялся знахарством.
Новый пророк полностью отвергал аскетизм и проповедовал наслаждения земной жизнью. Молился он в уединении и часто совершал омовения перед молитвой – даже в морозные зимние дни.
Исраэль Бешт «изгонял» злых духов и раздавал амулеты. Гадал по каббалистической книге «Зогар» и пророчествовал. Часто его наяву, как он утверждал, посещали святые: Моисей, Илия и др.
Его молитва доходила до экстаза.
Молился он, раскачиваясь всем корпусом, иногда сильно вздрагивая. Нервное возбуждение и встряска продолжались очень долго и были так сильны, что посуда, утварь и мебель в доме дрожали, сталкивались и издавали стук.
При сильном возбуждении он иногда страшно вскрикивал, иногда же, наоборот, стоял недвижимо, как статуя, глаза как будто окаменевали в своих орбитах. К концу молитвы он бывал в полном изнеможении и состоянии полузабытья.
Такие состояния мы часто встречаем у шаманов и сектантов. Святые отцы определяют их как одержимость. Проповедь Бешта состояла из поучительных историй и анекдотов. Слава чудотворца привлекала к нему многих поклонников и последователей.
Первоначально движение хасидов было направлено против схоластического мудрствования ортодоксального иудаизма, «в защиту радостной молитвы и духовного озарения». В разряд духовных руководителей хасидских общин выдвигались цадики (праведные люди), считавшиеся достигшими единения с Богом и способные обучить богообщению других.
Постепенно это движение расширилось по всей Польше, Западной Украине и Белоруссии, а благочестивая ревность членов хасидских общин все чаще прорывалась экзальтированностью и революционностью (известно активное участие хасидов в подготовке революционных действий в Польше и России). Хасидизм, первоначально осужденный ортодоксальными иудеями, постепенно становился все более мощным и разветвленным тайным мистическим движением.
Из книги «Искушение «тайным знанием». Продолжение следует.