Официальный сайт

ТАЙНА ГРЕХОПАДЕНИЯ. ДОБРО И ЗЛО

Мы часто употребляем слова «добрый» и «злой», «хороший» или «дурной», — и не вдумываемся при этом в их смысл.

Между тем понятия добра и зла, определяют всю нашу жизнь. Редкий человек не скажет, что стремится в своих поступках к добру. Но по-настоящему добро и зло могут быть поняты, только если их связать с религиозными представлениями. Если включить их в круг веры. Добро и зло — понятия религиозные.  Тот, кто думает иначе, вступает на зыбкую почву.

Неопределенность в понимании добра и зла лишает человека нравственных ориентиров и опоры в жизни.

Бог — это Абсолютное Добро, Абсолютное Благо. В Его совершенном бытии нет ни малейшей примеси зла. И вот, Благой Бог сотворил из ничего мир и человека — сотворил не по необходимости, но из любви. Благой и любящий Творец не может сотворить зла. Человек был создан для радости.

Однако Бог настолько возлюбил созданный Им мир, что, даровал человеку богоподобное свойство, наделил его свободой.

Что же такое эта свобода? Свобода предполагает две возможности для сотворенных существ. Одна из них — признание миром своей вторичности по отношению к Творцу и осознанное следование воле Божией, подчинение Божественному руководству.

Вторая же возможность — это попытка творения утвердиться в самом себе, игнорируя Творца.  В этом случае законом для творения является его собственный произвол, а не Божий Промысел.

Так вот, зло возникает тогда, когда человек использует дарованную ему Богом свободу вторым способом и следует своим желаниям, а не Божественной воле.

Человек тогда отпадает от Бога — Источника всяческой жизни, бытия, — и подпадает стихии зла. Небытие врывается в жизнь тварного мира, разрушает его единство, внося многочисленные, многоликие проявления зла.

Зло — паразит бытия, своего собственного бытийного корня не имеющий. Зло — это болезнь бытия. И как существует множество болезней (и только одно здоровье), так имеется множество форм зла.

Именно так о добре и зле учили отцы Церкви. Они не признавали добра и зла, за два равноправных мировых начала. Такой дуализм (двойственность) был свойственен в древности учению еретиков – гностиков и манихеев. Манихеев опровергал в своих творениях святой Блаженный Августин.

Он писал, что бытийная сила принадлежит только добру, бытие и благо — это одно и то же. Зло же есть не что иное, как отрицание, испорченность, отсутствие бытия.   Поэтому зло не может иметь самостоятельного значения и существует исключительно за счет блага, искажая его природу.

Прежде мира видимого Бог создал мир невидимый, ангельский. И именно в среде Ангелов произошло первоначальное отпадение от Бога. Предводитель Ангелов (имя которого люцифер или денница), возгордившись, пожелал сделаться независимым от Бога и стал на путь собственного произвола. Бог низвергнул люцифера с небес.

В своем падении люцифер увлек с собой сонм соблазненных им ангелов. Ангелы эти после падения сделались духами зла — бесами, люцифер же, чья природа оказалась полностью помраченной, — никто иной, как сатана, диавол.

Вначале, таким образом, зло поразило ангельский мир, и лишь затем оно вошло в мир людей.

Современный афонский старец Паисий говорил:

— Благой Бог  оставляет демонов свободными на некоторое время, чтобы они помогали нам своей злобой сдавать духовные экзамены на земле и достигать вечной небесной       жизни.

Пока живет человек на земле, он имеет право сдавать эти духовные экзамены. Переэкзаменовки не бывает. Итак, будем подвизаться, чтобы набрать духовный балл и пройти в рай.

 

Из книги «Тайна Православия». Продолжение следует.

 

05 января 2018
Яндекс.Метрика
loading