Официальный сайт

ТАИНСТВО НЕОБЫЧАЙНОЕ И ЧУДНОЕ

Вижу таинство необычайное и чудное, — говорит Иоанн Златоуст. Пастухи оглашают слух мой, произнося не пустынную песнь, но воспевая небесный гимн. Ангелы поют. Архангелы воспевают. Херувимы взывают. Серафимы славословят. Все торжествуют, видя Бога на земле и человека на небесах, Высокого – внизу, по Его домостроительству, и низкого – вверху, по Божию человеколюбию.

Сегодня Вифлеем уподобился небу, вместо звезд приняв поющих Ангелов. А вместо солнца неизъяснимо вместив Солнце правды. Не исследуй, как это. Где хочет Бог, там побеждается порядок природы. Он восхотел, возмог, нисшел и спас. Все повинуется Богу.

rozhdestvo3Сегодня рождается Сущий. И Сущий становится тем, чем Он не был. Будучи Богом, Он делается человеком, не переставая быть Богом. Не теряя божества, Он стал человеком. И, с другой стороны, не через постепенное преуспеяние из человека сделался Богом, но, будучи Словом, Он стал плотью. Так что естество Его осталось неизменным по своему бесстрастию.

Когда же Он родился, то иудеи отвергали Его необычайное рождение, Фарисеи ложно толковали божественные книги и книжники говорили противное закону. Ирод искал родившегося, не с тем, чтобы почтить Его, но чтобы погубить Его.

О, неизреченная благодать! Единородный, сущий прежде веков, неосязаемый, простой и бестелесный принял на Себя мое тленное и видимое тело. Для чего? Для того, чтобы, сделавшись видимым, научить. А научив возвести нас к невидимому.

Так как люди считают зрение достовернее слуха, и в том, чего не видят, сомневаются, поэтому Бог и благоволил сделать Себя видимым и для глаз посредством тела, чтобы уничтожить сомнение.

Рождество ХристовоЧудо изумляет меня. Ветхий днями (Дан. 7.22) сделался младенцем. Восседающий на престоле высоком и превознесенном (Ис. 6.1) полагается в яслях. Неосязаемый, простой, несложный и бестелесный осязается человеческими руками. Расторгающий узы греха повивается пеленами, потому что Он так хочет.

Он хочет бесчестие обратить в честь. Бесславие облечь славою. В пределах унижения показать образ добродетели.

Придите же, будем праздновать. Придите, будем торжествовать. Род празднества – необычайный. Потому что необычайный и способ рождения. Ныне древние узы разрешены. Диавол посрамлен. Бесы обратились в бегство. Смерть сокрушена, рай открыт, проклятие уничтожено. Грех удален, заблуждение истреблено. Истина возвратилась и учение благочестия повсюду рассеялось и распространилось. Вышняя жизнь насаждена на земле. Ангелы входят в общение с людьми и люди бестрепетно беседуют с Ангелами.

pastuhiПочему? Потому, что Бог пришел на землю, и человек – на небо. Все соединилось. Пришел на землю всецело существующий на небесах. И всецело существующий на небе всецело является на земле.

Будучи Богом, Он сделался человеком, не перестав быть Богом. Будучи бесстрастным Словом, Он стал плотью. Сделался плотью, чтобы обитать в нас.

Богом Он не сделался, но был. А стал плотью, чтобы, Кого не вмещало небо, Того приняли ясли. Для того Он и положен был в яслях, чтобы питающий все принял младенческую пищу от матери – девы. Для того Отец будущих веков не чуждается объятий девы, как грудное дитя, чтобы сделаться доступным и для волхвов.

volhvy3Ныне и волхвы пришли, сделав начало удаления от мучителя. И небо хвалится, указывая звездою своего Владыку. И Господь, восседая на легком облаке Своего тела, стремится в Египет, по видимому избегая козней Ирода, а на самом деле исполняя сказанное Исаией:

— В тот день, — говорит он, — Израиль будет третьим с Египтом и Ассирией. Благословение будет посреди земли, которую благословит Господь Саваоф, говоря: благословен народ Мой — Египтяне, и дело рук Моих — Ассирияне, и наследие Мое — Израиль (Ис. 19. 24-25).

Что говоришь ты, иудей? Ты, первый, стал третьим? Египтяне и ассирияне поставлены прежде, а первородный Израиль считается после? Да, и справедливо. Ассирияне будут первыми потому, что они первые поклонились Ему чрез волхвов. И египтяне за ассириянами, потому что и они приняли Его, бежавшего от козней Ирода. Израильтяне же считаются последними, потому что уже после выхода из Иордана они признали Его чрез апостолов.

vhod_v_egipet4a1aОн пришел в Египет и потряс сделанные руками истуканы египетские не без причины, но потому, что некогда запечатлел жилища египетские истреблением первородных. Поэтому ныне пришел Он, как первородный, чтобы прекратить плач, вызванный древней скорбью.

А что Христос называется первородным, об этом ныне свидетельствует евангелист Лука, когда говорит:

— И родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице (Лк. 2.7).

Он, будучи бесстрастным Словом, стал плотью, причем естество Его осталось неизменным. Что же я скажу или о чем буду беседовать? Я вижу плотника и ясли, младенца и пелены, рождение от девы, лишенное всего необходимого, все в бедности, все в нищете.

Видишь ли ты богатство в этой великой нищете? Как он, богатый, стал бедным ради нас? Как Он не имел ни ложа, ни постели, но был положен в голых яслях? О, бедность, служащая источником богатства! О, безмерное богатство, имеющее вид бедности!

'Mystic Nativity'Он лежит в яслях, и потрясает вселенную. Повивается пеленами, и расторгает узы греха. Еще не произнес членораздельного звука, и научил волхвов, и указал им путь к возвращению.

Что я скажу, или о чем буду беседовать? Вот младенец повивается пеленами и полагается в яслях. Предстоит Мария, дева и матерь. Предстоял и Иосиф, называемый отцом Его. Он называется мужем, а Она называется его женою. Названия согласны с законом, но не означают их сочетания. Разумей здесь только названия, а не дело. Он был только женихом Ее, а Дух Святой осенил Ее.

Поэтому Иосиф в недоумении не знал, что сказать о младенце. Приписать Его прелюбодеянию он не дерзал. Произнести хульное слово о Деве он не мог. И собственным сыном назвать Его не решался. Он хорошо знал, что ему неизвестно, как или от чего Он родился.

blagoveshhenieПоэтому, когда он недоумевал о данном событии, с неба было принесено внушение голосом Ангела:

— Не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго (Мф. 1.20). Дух Святой осенил Деву. Почему же Он рождается от Девы и сохраняет девство неповрежденным?

Так как в древности диавол обольстил Еву, бывшую девою, то поэтому Гавриил благовествовал Марии — деве. Но обольщенная Ева произнесла слово, послужившее причиною смерти. А получившая благовествование Мария родила Слово во плоти, приобретшее нам вечную жизнь.

Словом Евы указано древо, за которое Адам изгнан из рая. А Слово, родившееся от Девы, явило Крест, чрез который разбойник на место Адама введен в рай.

'Mystic Nativity'Так как ни язычники, ни иудеи, ни еретики не верили, что Бог родил нетленно и бесстрастно, то поэтому ныне происшедший из страстного тела сохранил страстное тело бесстрастным. Чтобы показать, что, как родившийся от Девы не нарушил девства, так и Бог, без истления и изменения и святого естества Его, родил Бога боголепно, как Бог.

И так как люди, оставив Его, изваяли человекообразных истуканов, которым и служили к оскорблению Создателя, то поэтому ныне Слово Божие, будучи Богом, явилось в образе человека, чтобы и ложь уничтожить, и богопочтение обратить незаметным образом на Себя Самого.

Будем же воссылать славу Христу, сделавшему неудобное удобным, с Отцом и Святым Духом ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

 

06 января 2016
Яндекс.Метрика
loading