Официальный сайт

ТАИНСТВЕННОЕ ВВЕДЕНИЕ

4 декабря мы празднуем Введение во храм Пресвятой Богородицы. Событие необычное и таинственное. Вводится в храм Пресвятая Дева – отроковица Мария, будущая Матерь Спасителя и всех верующих в Него! Празднуя ныне это событие из Ее жизни, как дети Ее по вере и духу, будем подражать этому действию по его силе и значению.

Введение в храм отроковицы Богоматери было только предзнаменованием восхождения всех верующих к лицу Бога. Основание же и начало тому положено, и самый путь туда проложен уже Самим Господом Спасителем – по Его человечеству.

Он вошел, как пишет Апостол, в самое небо да явится лицу Божию о нас (Евр. 9.24).

SpasЧеловечество в лице Иисуса Христа прошло небеса и стало пред лицем Самого Бога – не ради Господа, а ради нас. Этим открылся истинный путь святых (Ефр.9, 8). Сокрытый для древних под таинственным символом вхождения во Святая Святых скинии.

Верующие, говорит Святитель Феофан Затворник,  по следам Богоматери должны восходить во внутренний храм – к лицу Самого Царя и Бога. Есть и ступени умного восхождения к Богу.

После этого уже все верующие имеют дерзновение входить во внутреннейшее завесы, где предтеча о нас вошел Христос (Евр.6.19–20).

Божия Матерь восходила по степеням — ступеням. Есть степени и умного восхождения к Богу. Их можно насчитать много. Три главнейшие.

Vvedenie9Первая ступень есть обращение от греха к добродетели. Человек-грешник не помнит о Боге и о спасении души своей не заботится, а живет, как живется. Удовлетворяя своим страстям и склонностям без всяких ограничений. Лишь бы только это не расстраивало его взаимных к другим отношений.

Очевидно, куда приведет человека такой путь! Но грешник в беспечности и нерадении не видит того.

Господь же наблюдает над ним. И бывает, что или Ангел Хранитель в сердце, или слово Божие – чрез слух – открывают очам его бездну, в которую он идет, закрыв глаза.

Когда грешник почувствует опасность своего положения и возжелает избавиться от готовой ему гибели, тогда полагает в сердце своем твердое намерение отстать от прежних своих дурных дел и обычаев и начать жизнь по заповедям Божиим.

Vvedenie8Эта перемена жизни на лучшее, или, как я сказал, обращение от греха к добродетели и есть первая ступень восхождения к Богу. Того, кто вступил на эту ступень, вы видите занятыми с напряжением сил сим одним доброделанием.

Нет его на гуляньях, ни в театре, ни на танцах. Нигде, где потешают страсти и через них служат сатане. Он всегда за делом: или по должности, или в трудах по семейству. Или в делах благочестия и благотворения.

Ходит такой человек в храмы на службы Божии, как только есть возможность. И соблюдает все уставы Церкви. Помогает нуждающимся. Дело свое ведет добросовестно. Терпит, когда нужно терпеть, и за себя, и за других. Соблюдает мир и мирит. Отличается постоянством и степенностью. Не болтает попусту. Не бранится, мало спит, мало ест и прочее. Вот эта первая ступень!

Vvedenie61Вторая ступень есть обращение от внешнего доброделания к возбуждению и соблюдению добрых чувств и расположений. Внешние дела ценятся больше по чувствам и расположениям, с которыми совершаются. Эти чувства не всегда бывают исправны, при видимой исправности. И потому губят большую часть наших добрых дел.

Например, в церкви быть – Богоугодное дело. Но к нему может привиться тщеславие и сделать его небогоугодным.

Можно с удовольствием стоять в церкви, но для того, чтоб глазеть на то или другое. Или чесать слух, по выражению апостола. И это уничтожает доброту пребывания в церкви.

То же может случиться и со всяким добрым делом. Можно милостыню подавать и поститься – да видимы будем. Можно много трудиться для других – из человекоугодия.

Можно уединяться и терпеть – из презрения. Можно быть усиленно деятельным – из зависти. Держаться на службе и исправно служить – из корысти и неправедных прибытков.

Так что если проследить всю сумму наших добрых дел и строго обсуждать чувства, с которыми они совершаемы были, может оказаться, что они все – ничто. Уничтожаются недобротою сокрытых под ними чувств. А ведь это жаль!

Vvedenie10Так вот и надобно нам строго смотреть, чтоб никакие дурные чувства и расположения не оскверняли наших добрых дел.

Сначала, когда только обратится человек от греха к доброделанию, ему еще некогда заняться своим внутренним. Вся его забота обращена на то, чтобы отвыкнуть от худых дел и привыкнуть к добрым.

Например, в церковь он не ходил, а проводил время в какой-либо утехе. Надо отвыкнуть от обычая дурного и привыкнуть к церкви.

Милостыню не подавал и тратил деньги на другое что-нибудь, расточал, прогуливал, – надо отвыкнуть от гулянья и привыкнуть к милостыне подаянию.

Постов не соблюдал, а ел много, сладко и скоромно, – надо и здесь от одного отвыкнуть, и к другому привыкнуть. Так и во всем!

Так, говорю, на первых порах, когда обратившийся от греха только отвыкает еще от дел и обычаев греховных и привыкает к доброделанию, ему некогда следить за своими чувствами, хоть и не невозможно и не необычно это.

Тут борьба его с собою дает высокую цену всякому его делу, хотя бы и проскользнуло куда-либо недоброе чувство. Но потом, когда он навыкнет доброделанию и установится в порядке добродетельной и благочестивой жизни, непременно должно ему войти внутрь своего сердца и строго смотреть за своими чувствами.

Прежде враг старался отвлекать его от добрых дел, когда были еще сильны привычки греховные. Теперь же, когда он отвык от них и остановился в добре, враг начнет неправыми чувствами уничтожать доброту дел.

Vvedenie11Так и надо обратиться внутрь и смотреть за своими чувствами.

Здесь то время, когда работающий добру, дойдя до сознания беды, опасности или бесполезности труда, если при добрых делах не бывает добрых чувств, положит твердое намерение войти внутрь себя, строго смотреть за своим сердцем. И не допускать ни в коем случае недобрых чувств и расположений.

Этот поворот и обращение от внешнего доброделания к удобрению внутренних чувств и расположений – есть вторая ступень в восхождении к Богу. Называется это внутри пребыванием, вниманием ума, трезвением, различением помыслов, или очищением сердца.

Дело это состоит все в том, чтоб отгонять недобрые чувства и привлекать, возбуждать и укреплять добрые.

С самого утра, говорит святой Диадох, стань у входа сердца и пресекай главы исходящих оттуда злых помыслов. Какое бы дело ни пришлось нам делать, тотчас лезет из сердца худое помышление, чтоб его осквернить. Наш долг – худое помышление отогнать, а доброе на место его воспроизвести. И с таким добрым помышлением совершить дело.

Например, вы собираетесь в церковь. И пойдут помыслы: нарядись получше, чтоб на тебя смотрели. Или: иди-иди, там увидишь того-то или ту-то. Или еще: сходи, сходишь, скажут, что ты благочестивый, и подобное.

Все это надо прогнать и на место их воспроизвести в сердце чувство обязанности быть в церкви во славу Божию. И с таким чувством сходить в церковь.

Vvedenie1Как в этом, так надо поступать и в прочих делах. Чем бдительнее кто смотрит за сердцем, и чем безжалостнее будет отсекать недобрые помышления и чувства, возникающие из него, тем скорее ослабит, заморит и истребит эти страстные помыслы.

Они будут показываться все меньше и меньше, а наконец и совсем улягутся и перестанут беспокоить. А на место их укоренятся чувства добрые и святые. В сердце водворится тогда мир и невозмутимый покой. Это походит на то, как стакан мутной воды поставить так, чтоб он не колебался. Нечистота все будет оседать вниз: чем более она спадет, тем чище становится вода. А наконец, и совсем очистится. Небо, солнце, луна и звезды в нем будут видимы! Вот это вторая ступень – очищение и чистота сердце чрез борьбу с помыслами и страстями!

Vvedenie12Третья ступень – обращение от себя к Богу, которая состоит в том, чтоб стоять умом в сердце пред лицом Бога. Это собственно и есть вхождение во внутреннейшее за завесу – тем новым и живым, что уже образовано на первых ступенях. Первые две ступени — только приготовления к этому. Но такие восхождения, что без них таинственному введению быть нельзя.

Как и те две без последней ступени не приводят к цели.

Начало вхождения состоит в том, чтоб утвердиться в помышлении о присутствии Божием. Где бы кто ни был, что бы ни делал, сознавай, что всевидящее око Божие утверждено над твоим сердцем и все проникает его. Как солнце на небе светит и освещает всю вселенную и все твари движутся и действуют под его освещением, так да творим и мы все свои духовные дела, на умственной тверди своей, имея утвержденным умное Солнце – Бога Всевидящего.

Vvedenie3Такое настроение внутри нас само собой приходит после умиротворения помыслов на второй степени и очищении сердца от страстей.

Ибо так говорит Господь:

— Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф.5.8).

Но не в одном зрении существо сей степени. Как бы в холодном Богу предстоянии. Это только преддверие. Дело же само в том, чтобы сердцем к Богу устремляться, забыв все – и в себе, и окрест себя. В Боге исчезать, или к Нему восхищаться — возноситься.

Святые отцы называют это «исступлением», то есть выступлением из обыкновенного периода жизни и погружением в Бога. Чтоб сделать понятнее, расскажу вам один-другой пример.

Об одном старце говорили, что он помнил себя только до первой «славы», то есть, на три псалма. А потом погружался в Богосозерцание. И так – умно – мысленно – без слов молился Господу, стоя неподвижно.

О другом старце говорили, что он вечером становился на молитву, обращаясь лицом на восток. Воздевал руки свои. Был восхищаем к Богу, и так пребывал неизменно до тех пор, пока солнце, взойдя, ударами лучей своих не низводило его с блаженной высоты.

Vvedenie14Вот это и есть восхищение – или самое вступление во внутреннейшее – перед лицом Бога, о котором напомнило нам празднуемое нами Введение Пресвятой Богородицы.

Это высшее его состояние, но обычное проявление этой степени – в начале –горение сердца, или возбуждение чувств при чтении, молитве, доброделании. Дома и в церкви, за делом и на пути.

Плод этого – молитва. Взойдет чувство на сердце – человек входит сознанием внутрь, и ничего не хочет иметь в мысли, кроме Бога. Если в таком состоянии он молится, то сытости не знает поклонов и молитвенных воздыханий к Богу.

Горение сердца ублажает его, и ему всегда хотелось бы быть в таком состоянии, как уверяет Макарий Египетский, если б можно. Вот, кто начал приходить в такие состояния, тот вступил на третью ступень. Тот стал восходить от себя к Богу! Это предел восхождений, но такой, которому конца нет, ибо Бог бесконечен!

Vvedenie15Вот три ступени восхождения вслед за Пресвятой Девой перед лицом Бога! На какой мы с вами? На первой, второй или третьей? Но на какой бы ступени кто ни стоял – все хорошо.

Вот кто валяется в грехе и страстях, не заботясь о спасении, – то плохо! А если кто обратился от греха и вступил на путь добродетели, тот уже на доброй стороне. Только пусть не стоит на одном месте, ибо это опасно. А все движется понемногу вперед.

— Забывая заднее — прошлое и простираясь вперед, как заповедал Апостол Павел (Флп.3.13). Аминь.

 

04 декабря 2015

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика
loading