Официальный сайт

СВЯТОЙ ПРАВЕДНЫЙ ИОСИФ ОБРУЧНИК

Один из известнейших духовных авторов Евгений Поселянин писал: может ли не быть особенно близок к престолу Божьему, может ли не иметь к нему особенного дерзновения тот, кто считался земным отцом Христа. Кто был верным хранителем Пресвятой Девы и так свято исполнил относительно Иисуса — Младенца, Отрока, Юноши — возложенный на него Провидением долг?

Имя, данное святому Иосифу при рождении, говорит, что он был желанным ребенком, чье появление на свет было особенно радостным событием для его родителей. Yôsêph — означает Бог да приумножит. Мать или отец, радуясь о рождении младенца, восклицают: Бог да приумножит потомство такими детьми, как этот новорожденный. Греческий древнехристианский писатель IV века Хромаций дает еще один перевод этого имени — Безупречный.

Несомненно, Божественная благодать, предуготовлявшая мир к вочеловечению Сына Божия, особенным образом почивала на Его будущем опекуне и хранителе Его Пречистой Матери, что ознаменовалось и в данном ему имени, о чем пишет святитель Николай Сербский.

— Почему мужа звали именно Иосиф? Чтобы напомнить о дивном и целомудренном Иосифе Прекрасном, который в страшно развращенном Египте соблюл свою телесную и душевную чистоту. Да и тем укрепится совесть верных в вере, что плод Девического чрева Богоматери есть воистину от Духа Божия, а не от земного страстного человека.

Подобно Иосифу Прекрасному, целомудренному и праведному хранителю семьи, спасителю людей, новый Иосиф также оберегает и сохраняет и свою душу, и свою семью. Он также получает откровения во сне, а то, что он видит, как будто имеет продолжение наяву, он так же, как и Иосиф Прекрасный, избегает подвергать людей постыжению.

Как некогда в начале ветхозаветной истории, Египет снова выступает как место прибежища, спасения и безопасности. А один из городов, в котором, согласно традиции, во время пребывания там Святого Семейства произошли многие чудеса — Гермополь, был также городом, из которого происходила жена ветхозаветного Иосифа (Быт. 41:45).

Святитель Филарет (Дроздов) в «Слове на Рождество Христово» говорил:

 — Вифлеем был отечественный град предков Иисусовых, однако Иосиф и Мария не имели в нем даже убогой хижины, ниже пяди земли наследственной, ни пребывания постоянного. Если бы прозорливая мать не изгнала невинного Иакова от лица мстительного Исава, тот не пришел бы на страшное место врат небесных.

Только беспокровные странники находят Вефиль и Вифлеем — дом Божий и дом Хлеба жизни. Только произвольные изгнанники земли приемлются в граждан неба. Кто желает быть селением Сына Божия, тот должен иметь отечество в едином Боге. И, при всей привязанности к отечеству земному, впрочем, весьма естественной и праведной, почитать его только предградием Небесного.

Святой Праведный Иосиф рос в обстановке благочестивого соблюдения ветхозаветного закона. Наивысшим признанием этого является, несомненно, то, что когда он предстает перед нами на первых страницах Нового Завета уже восьмидесятилетним старцем, Священное Писание говорит о нем как о человеке Праведном.

Но что именно вкладывается в это понятие и как трактуют его святые отцы в отношении святого Иосифа Обручника? Слово Праведный в библейском контексте может иметь в виду широкий спектр правильных или добродетельных дел, но в основном оно относится к поступкам, характеризуемым как праведные с точки зрения исполнения Закона. Например, точно так же праведными называет евангелист Лука Захарию и Елизавету (1:6) — потому что они поступали по всем заповедям и уставам Господним беспорочно. О том, что святой Иосиф обладал всеми добродетелями, говорит Святитель Иоанн Златоуст в Беседе на Евангелие от Матфея. Однако для самого Святителя Иоанна, считавшего, как и большинство святых отцов, что Иосиф действительно подозревал Марию в прелюбодеянии, здесь нет противоречия: Господь часто попускает искушениям нападать на святых людей, чтобы обнаружить их святость:

— Хотя подозреваемая не только заслуживала быть опозоренной, но закон повелевал даже наказать Ее. Однако Иосиф избавил Ее не только от большего, но и от меньшего, то есть от стыда. Не только не хотел наказать, но и опозорить. Не признаешь ли в нем мудрого мужа и свободного от мучительнейшей страсти? Вы сами знаете, что такое ревность. Потому-то вполне знавший эту страсть сказал: потому что ревность — ярость мужа, и не пощадит он в день мщения (Притч. 6.34). И люта, как преисподняя, ревность (Песн.8. 6). И мы знаем многих, которые готовы лучше лишиться жизни, чем быть доведенными до подозрения и ревности. А здесь было уже не простое подозрение: Марию изобличали ясные признаки беременности. И однако Иосиф столько был чужд страсти, что не захотел причинить Деве даже и малейшего огорчения.

Так как оставить Ее у себя казалось противным закону, а обнаружить дело и представить Ее в суд значило предать Ее на смерть, то он не делает ни того, ни другого, но поступает уже выше закона. Иосиф показал здесь великую мудрость — не обвинял и не порицал Девы, а только намеревался отпустить Ее. Когда он находился в таком затруднительном положении, является Ангел и разрешает все недоумения. Здесь достойно исследования то, почему Ангел не пришел прежде, пока муж не имел еще таких мыслей, но приходит тогда, когда он уже помыслил. Это, чтобы Иосиф не обнаружил неверия и с ним не случилось того же, что с Захарией, онемевшим. И для того, чтобы обнаружилось любомудрие Иосифа. Замечаешь ли кротость этого мужа? Не только не наказал, но и не сказал никому, даже самой подозреваемой, а размышлял только с собою, и от самой Девы старался скрыть причину смущения.

Не сказал евангелист, что Иосиф хотел Ее выгнать, но — отпустить: так он был кроток и скромен! Иосиф имел много веры.

Господь может попустить искушениям нападать на святых и ради возведения их на более высокую ступень святости и дарования им вящей благодати. У Святителя Иннокентия Херсонского, прозванного Русским Златоустом, мы читаем:

— Для чего же Промысел допустил такое затруднение? Для чего Иосиф не введен в тайну искупления? Для чего Он в душе Иосифа позволил зародиться такому тяжелому подозрению? Без сомнения, для блага же Иосифа и Марии. Мария, как выражается Церковь, должна была взаимодать от лица всего рода человеческого Иисусу Христу чистейшее человечество. Иосиф же долженствовал быть Его питателем, хранителем, и назваться, в некотором смысле, отцом. Все это выражает плотское рождение.

Мессии же надлежало прежде в душе Марии и Иосифа утвердить убеждение, что рождение духовное не может быть без особенных искушений и горестей. Неудивительно, что Промысл ставил таких святых людей в затруднительное положение. Он любит испытывать их таким образом. Промысл часто оставляет Свои пути до известного времени не выразуменными для людей, и тем желает и людей научить самоотвержению.

— Избранный хранителю Пресвятыя Девы Марии, пестуне и кормителю Богочеловека, праведный Иосифе, прославляя служение твое неизреченной тайне воплощения Бога Слова, похвальная восписуем ти. Ты же ныне, предстоя престолу Христа Бога нашего и имея велие дерзновение к Нему, молися о нас, взывающих ти:

Радуйся, праведный Иосифе, скорый помощниче и молитвенниче о душах наших.

Продолжение следует.

 

ИСТИННОЕ ТЕРПЕНИЕ

ТАИНСТВЕННАЯ ИСТИНА ЕВАНГЕЛИЯ

НЕРОЖДЕННЫЕ

О ТЕРПЕНИИ

ВЕЛИКАЯ СИЛА ТЕРПЕНИЯ

О ДЕВСТВЕ И ЦЕЛОМУДРИИ

О ДЕВСТВЕ И ЦЕЛОМУДРИИ. ПРОДОЛЖЕНИЕ

О ДЕВСТВЕ И ЦЕЛОМУДРИИ. ПРОДОЛЖЕНИЕ

МОЛИТВЫ БОГОРОДИЦЕ

 

12 января 2019
Яндекс.Метрика
loading