Официальный сайт

СВЯТИТЕЛЬ ГРИГОРИЙ ПАЛАМА. О БОЖЕСТВЕННОМ СВЕТЕ

В 1995 году впервые вышел перевод на русском языке главного произведения великого византийского богослова и церковного деятеля, защитника исихазма – Григория Паламы (1296-1359). «Триады в защиту священнобезмолствующих» были подготовлены еще в 1978 году для «Богословских трудов» учеником Алексея Федоровича Лосева, философом – Владимиром Вениаминовичем Бибихиным. В то время напечатать труд не разрешили. И вышел он в полном виде лишь в годы «перестройки» под псевдонимом автора – В. Вениаминов. Только немногие и сейчас знают, что под этим именем печатались богословские переводы, в том числе и Макария Великого, удивительного православного человека, блестящего знатока философии и педагога, очень скромного в общении – Владимира Бибихина.

Книга остается актуальной, потому что говорит об отличии (не только Западного) формализма и рационализма от живого молитвенного общения с Богом.

– Как от души рождается жизнь в одушевленном теле и мы называем эту жизнь тоже душой, хотя знаем, что живущая в нас и дающая жизнь душа есть что-то отличное от жизни тела, так в богоносной душе рождается свет от вселившегося в нее Бога. Хотя единение всемогущего Бога с достойными все-таки выше этого света, потому что в своей сверхъестественной силе Бог одновременно и целиком пребывает в Себе и целиком живет в нас, передавая нам таким образом не Свою природу, а Свою славу и сияние.

Это Божественный свет, и святые справедливо называют его Божественностью: ведь он обоживает. А если так, то он еще и не просто Божественность, а обожение само по себе. То есть начало божественности. Это кажется разделением и усложнением единого Бога, но ведь Бог – с равным успехом и Первобог, и Сверхбог, и Сверхизначальный. Он един в Своем едином Божестве. А Первобог, и Сверхбог, и Сверхизначальный Он потому, что в Нем основание этой божественности обожения, как согласно великому Ареопагиту Дионисию определили учители Церкви, называющие божественностью исходящий от Бога боготворящий дар.

Сам Дионисий, отвечая на вопрос, как понимать, что Бог выше начала божественности, говорит:

– Если будешь понимать божественность как тот боготворящий дар, благодаря которому мы обоживаемся, и если этот дар становится началом обожения, то Бог, Который выше всякого начала, будет за пределами так понимаемой божественности. Таким образом, отцы обожествляют Божию благодать сверхчувственного света. Но это не прямо Бог в своей природе, Который может не только просвещать и обоживать ум, но и создавать из ничего всякую умную сущность.

Теперь ты понимаешь, что даже видя, святые почитают Бога более невидимым, чем получается у знатоков внешней мудрости. В самом деле, поднявшиеся до этой высоты виденья знают, что видят умным чувством свет и что этот свет есть Бог, в единении сокровенно озаряющий благодатью Своих избранников. Но если спросишь их, как можно видеть Невидимого, они ответят тебе – «не наученными словами человеческой мудрости, а словами Духа Святого» (1Кор.2:13). Потому что они не нищенствуют и в человеческой мудрости не нуждаются, имея учение Духа и вместе с апостолом хвалясь тем, что в простоте и искренности Божией благодати, а не в плотской мудрости обращались в мире (2Кор.1:12), – они, говорю, смиренно ответят тебе, что Божьих сил, человече, не охватить нашим знанием и многое неизвестное нам имеет божественные причины.

Продолжение следует.

 

ТАЙНЫ ВЫСШЕЙ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ

ГИМН БОЖЕСТВЕННОЙ ЛЮБВИ

ОТРЕЧЕНИЕ ОТ МИРА

СВЕТ И ТЬМА В ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА

РАЗУМНЫЙ ПОСТ

БЛАГОЕ ОТЧАЯНИЕ

ИСПОЛНЕНИЕ ЖЕЛАНИЙ

О ТЕРПЕНИИ В ИСКУШЕНИЯХ

ЗА ЧТО ДАЕТСЯ БЛАГОДАТЬ

КАК УПОДОБИТЬСЯ БОГУ

 

23 марта 2019
Яндекс.Метрика
loading