Официальный сайт

СПАСЕНИЕ РОССИИ

Одна из великих святынь, хранящихся в Богоявленском Соборе – Казанская икона Божией Матери. С ней связан праздник этой иконы 4 ноября. Особо торжественный день, потому, что совпадает  с важным событием нашей истории – спасением России.

4 ноября 1612 года  воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город. Освободили Москву от польских интервентов и продемонстрировали образец героизма и сплочённости всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе.

kazanskaya_ikona2Князь Пожарский вступил в Китай-город с Казанской иконой Божией Матери и поклялся построить храм в память этой победы. В 1630-е годы на Красной площади появился Казанский собор, который считают обетным. В 1649 году царь Алексей Михайлович распорядился отмечать день Казанской иконы Божией Матери не только летом, но и 22 октября (4 ноября).

В конце февраля 1613 года Земский собор избрал новым царём Михаила Романова, первого правителя из династии Романовых.

День народного единства — это воскрешённый государственный праздник, учреждённый в 1649 году указом царя Алексея Михайловича. По этому указу церковный праздник Казанской иконы Божией Матери приобрел статус государственного.

kazanskaya_ikona_329 сентября 2004 Патриарх Московский и всея Руси Алексий II публично поддержал инициативу установить празднование 4 ноября.

– Этот день напоминает нам, как в 1612 году россияне разных вер и национальностей преодолели разделение, превозмогли грозного недруга и привели страну к стабильному гражданскому миру, — заявил Патриарх.

Вспомним, что предшествовало историческому событию.

Тяжелые испытания выпали на долю России в конце XVI – начале XVII века. Страну раздирали боярские заговоры и интриги.

polyakiИз-за неурожая в 1601-1603 годов наступил ужасный голод. Период смуты и хаоса длился 15 лет. С января 1598 года, когда умер последний Рюрикович сын Ивана Грозного – Федор – по январь 1613 года, когда Земский собор избрал царем Михаила Романова.

Эти факторы и учитывали польские паны, стремясь поработить Россию. В своих коварных планах они использовали авантюристов – самозванцев Лжедмитрия I (1605 год) и Лжедмитрия II (1608 год), выступавших под именем сына Ивана IV – убитого царевича Димитрия.

lzhedmitriyПосле неудач самозванцев началась открытая польская интервенция. Под предводительством короля Сигизмунда III поляки перешли русскую границу и в сентябре 1609 года осадили Смоленск.

В ночь на 21 сентября 1610 года боярское правительство впустило в столицу польские войска. Бояре фактически передали государственную власть неприятелю.

Это предательство дорого обошлось Москве и России. Начались пожары, насилие. Угроза потери национальной независимости России вызвала глубокое беспокойство в патриотически настроенном дворянстве и других сословий, всего населения.

polyaki_v_moskveЛетом 1611 года в стране царила неразбериха. В Москве всеми делами вершили поляки. А бояре – правители из Семибоярщины, рассылали в города, уезды и волости грамоты с призывами о присяге польскому королевичу Владиславу.

Патриарх Гермоген, будучи в заключении, выступал за объединение освободительных сил страны. Архимандрит Троице-Сергиева монастыря Дионисий призвал всех объединяться.

Подъём национально-освободительного движения в 1611 году вылился в создание первого народного ополчения. Но из-за разногласий между руководителями ополчение потерпело неудачу. Неудача не ослабила этот подъём, а наоборот, усилила его. Многие из первых ополченцев уже имели опыт борьбы с интервентами. Имели этот опыт и жители городов, уездов и волостей, не покорившихся самозванцам и интервентам.

minin_i_nrovgorodcyНе случайно оплотом дальнейшей национально-освободительной борьбы русского народа за свою независимость и форпостом создания второго народного ополчения стал Нижний Новгород. Выдающуюся роль в организации этого движения сыграл нижегородский земский староста Кузьма Минин, избранный в начале сентября 1611 года.

По мнению историков, свои знаменитые призывы к освободительной борьбе Минин начал сначала среди посадских людей, которые горячо его поддержали. Затем его поддержал городской совет Нижнего Новгорода, воеводы, духовенство и служилые люди. По решению городского совета назначили общую сходку нижегородцев.

Жители города по колокольному звону собрались в Кремле, в Спасо-Преображенском соборе.

blagoslovenieНа очередном сходе нижегородцы постановили просить возглавить народное ополчение князя Пожарского, родовое имение которого находилось в Нижегородском уезде в 60 км от Нижнего Новгорода к западу, где он долечивал свои раны после тяжёлого ранения 20 марта 1611 года в Москве.

Князь по всем своим качествам подходил для роли военачальника ополчения. Он был знатного рода — Рюриковичем в двадцатом колене. В 1608 году, будучи полковым воеводой, разбил близ Коломны скопища тушинского самозванца. В 1609 году разгромил шайки атамана Салькова. В 1610 году, во время недовольства рязанского воеводы Прокопия Ляпунова царём Шуйским, удержал в верности царю город Зарайск. В марте 1611 года доблестно бился с врагами Отечества в Москве и был тяжело ранен.

prizvanie1Импонировали нижегородцам и такие черты князя, как честность, бескорыстность, справедливость в вынесении решений, решительность, взвешенность и обдуманность своих поступков.

Нижегородцы ездили к нему «многажды, чтобы ехати в Нижний для земского совета.

Пожарский долго отказывался от предложения нижегородцев. И только когда к нему приехала делегация из Нижнего Новгорода во главе с архимандритом Вознесенско-Печерского монастыря Феодосием, то Пожарский согласился возглавить ополчение. Но с одним условием, чтобы всеми хозяйственными делами в ополчении заведовал Минин, которому по «приговору» нижегородцев было присвоено звание «выборного человека всею землею».

osvobozhdenie3Пожарский прибыл в Нижний Новгород 28 октября 1611 года и сразу же вместе с Мининым начал организацию ополчения. Второе народное ополчение выступило из Ярославля на Москву 28 июля 1612 года. Первая остановка была в семи верстах от города. Вторая, 29 июля, в 26 верстах от Ярославля, откуда ополченское войско пошло дальше на Ростов Великий с князем И. А. Хованским и Козьмой Мининым, а сам Пожарский с небольшим отрядом отправился в суздальский Спасо-Евфимиев монастырь. Помолиться и родительским гробам поклониться

Догнав войско в Ростове, Пожарский сделал остановку для сбора ратников, прибывших в ополчение из разных городов. 14 августа ополчение прибыло в Троице-Сергиев монастырь, где радостно были встречены духовенством.

minin-i-pozharskiy161218 августа, выслушав молебен, ополчение двинулось к Москве. На другой день князь Д. Т. Трубецкой с казацким полком встретил князя Пожарского у стен Москвы. Пожарский встал со своим ополчением у Арбатских ворот, откуда ожидали нападения гетмана Ходкевича.

20 августа Ходкевич был уже на Поклонной горе. Вместе с ним пришли отряды венгров и малороссийские казаки.

Не вся Москва была освобождена от захватчиков. Оставались ещё польские отряды, засевшие в Китай-городе и Кремле. В Кремле укрылись и изменники бояре со своими семьями.

iz_lavry_v_moskvuНаходился в Кремле и мало кому ещё известный в то время будущий российский государь Михаил Романов со своею матерью, инокиней Марфой Ивановной.

Зная, что осаждённые поляки терпят страшный голод, Пожарский в конце сентября 1612 года направил им письмо, в котором предлагал польскому рыцарству сдаться.

– Ваши головы и жизнь будут сохранены вам, – писал он, – я возьму это на свою душу и упрошу согласия на это всех ратных людей. На что от польских полковников последовал высокомерный и хвастливый ответ с отказом на предложение Пожарского.

osvobozhdenie161222 октября 1612 года Китай-город был взят приступом русскими войсками. Но оставались ещё поляки, засевшие в Кремле. Голод там усилился до такой степени, что из Кремля стали выпроваживать боярские семьи и всех гражданских обитателей. А сами поляки дошли до того, что начали есть человечину.

Историк Казимир Валишевский писал об осаждённых воинами Пожарского поляках и литовцах:

– Пожарский предлагал осажденным свободный выход со знаменами и оружием, но без награбленных сокровищ. Они предпочли питаться пленными и друг другом, но с деньгами расставаться не желали.

blagoslovenie_dionisiya1Пожарский с полком встал на Каменном мосту у Троицких ворот Кремля, чтобы встретить боярские семьи и защитить их от казаков. 26 октября (8 ноября) поляки сдались и покинули Кремль. 27 октября (9 ноября) был назначен торжественный вход в Кремль войск князей Пожарского и Трубецкого. Когда войска собрались у Лобного места, архимандрит Троице-Сергиевого монастыря Дионисий совершил торжественный молебен в честь победы ополченцев. После чего под звон колоколов победители с Казанской иконой Божией Матери в сопровождении народа вступили в Кремль со знамёнами и хоругвями.

Так завершилось очищение Москвы и Московского государства от иноземных захватчиков. Весть об освобождении Москвы воодушевила всю страну. Были созданы условия для восстановления государственной власти в России.

pamyatnik_minin_i_pozharskiyБлагодарные потомки открыли в столице России памятник. На его гранитном постаменте бронзовыми буквами начертано:

– Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия, лета 1818. При открытии памятника В.Г. Белинский сказал:

– Может быть, время сокрушит эту бронзу, но священные имена их не исчезнут в океане вечности. Они всегда будут воспламенять любовь к Родине в сердцах своих потомков. Завидный удел! Счастливая участь!

Эта победа еще раз показала, что в трудное для страны время у русских людей особенно ярко проявляются патриотические чувства и раскрываются их лучшие качества: беззаветная любовь к Отечеству, величайшая доблесть и героизм, способность выдержать тяжелейшие испытания и отстоять свою независимость.

kazanskaya_ikonaВ Богоявленском Соборе состоятся торжественные службы. Всенощная накануне праздника 3 ноября и Божественная Литургия 4 ноября в день празднования Казанской иконы Божией Матери.

02 ноября 2016
Яндекс.Метрика
loading