Официальный сайт

СМИРЕНИЕ СЕГОДНЯ

20 февраля исполнилось два года со дня блаженной кончины приснопоминаемого старца – архимандрита Кирилла (Павлова), духовника Троице-Сергиевой Лавры. Он примером своей жизни подтвердил возможность и силу смирения даже в современном мире.

– Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем – говорил Господь (Мф.11. 29). На кого воззрю, только на кроткого и смиренного (Ср. Ис.66.2).

Христос не говорил: Научитесь от Меня, как зарабатывать деньги.

Или: Как стать эффективным менеджером.

Он говорил о смирении, которым победил мир.

О смирении говорили все святые отцы с первых веков христианства до недавнего времени. От Антония Великого, Исаака Сирина до Феофана Затворника и Иоанна Кронштадтского. Истинным смирением отличались и давние  святые Святой Руси: Сергий Радонежский, Савва Сторожевский, Варлаам Хутынский, Димитрий Прилуцкий. Когда читаешь их жития, поучения, то невольно возникает вопрос: а насколько смирение возможно сегодня в современном мире? Митрополит Московский Сергий (Ляпидевский) в день памяти Преподобного Димитрия Прилуцкого говорил, в чем состоит истинное смирение.

– Преподобный Димитрий, всю жизнь избегавший славы человеческой, дает нам прекрасный урок смирения.

На смирение иные смотрят даже не как на добродетель, а как на признак слабости душевной, и презрительно думают, что оно имеет значение только в обителях монашеских. А, напротив, чувство собственного достоинства в человеке, по мнению некоторых, есть двигатель просвещения в роде человеческом, условие его благоденствия. Чтобы любить ближних, быть честным, бескорыстным  – надо, говорят, прежде уважать в себе человеческое достоинство. Не восстает, в сущности против этого чувства и учение христианское. Оно позволяет каждому уважать себя, когда само напоминает, что человек немногим умален в сравнении с Ангелами (Пс.8. 6). Но так как, по самолюбию, человек сам, без должных оснований, стремится уважать себя: то чаще слышим мы предостережения от излишнего к себе уважения. Кто думает стоять, тот должен блюстись, как бы не упасть, – говорит апостол Павел (1Кор.10. 12).

И Сам Спаситель, призывая всех к Себе, всем внушает смирение (Мф.11. 29). Таким образом, по понятию христианскому, чувство собственного достоинства должно быть умеряемо в человеке сознанием своего недостоинства, смирением. Рано, быстро развитое чувство своего достоинства бывает, большей частью, признаком самообольщения или неверного взгляда на себя. Приобретенный успех в чем-либо побуждает человека надеяться, что он многого и еще достигнуть может. Побежденная трудность надмевает его мыслью, что и все затруднения для него преодолимы. Что приобретает человек своими дарованиями и трудом, то имеет в глазах его великую цену и заслугу, и заслоняет собою многие обстоятельства и трудности, перед которыми могут пасть его силы.

Ищут два ученика первенства в царстве славы, но забывают слабость своих сил. Спаситель, желая вразумить их, предлагает им вопрос: могут ли они пить чашу Его страданий (Мк.10. 38)? В чувстве самоуверенности они отвечали, что могут. Но когда предложена была эта чаша, когда пришло время Христовых страданий: не только эти, но и вси ученики бежали (Мф.26. 56). Если же так обманулись в себе лучшие из людей, апостолы, пока еще не укрепил их Дух Святый: что мы должны думать о себе? как мы можем полагаться на свои дарования?

Нет, смирение не есть признак слабости: ибо оно всегда сочетается с чувством собственного достоинства. Так что от самого человека зависит различать случаи и обстоятельства, когда ему держаться только в пределах терпеливого смирения, и когда в броне своей невинности выходить на защиту своего достоинства.

Сам Иисус Христос, смиривший Себя до смерти крестной и претерпевший биения и заушения, не умолчал пред судиями Своими, когда дерзкий слуга ударил Его в щеку за мнимое будто бы неуважение к сану первосвященника. И в защиту Своего человеческого достоинства сказал, что оно не иначе может быть подвергнуто унижению, как по законном и судебном изобличении (Ин.18. 23). По чувству своего достоинства, и апостол Павел неоднократно пользовался правом римского гражданина. Однажды, чтобы поддержать честь проповедника Христова, а в другой раз – чтобы освободиться от опасности для жизни, о конце которой еще он не был тогда свыше извещен и продолжение которой посвятил своему апостольскому делу (Деян.16,22,23).

То же видим и в жизни христианских подвижников, которые, водясь духом смирения, знали, в чем состоит истинное человеческое достоинство. К старцу пришли его знакомые, и желая испытать его терпение, стали называть его гордецом, пустословом, ленивым. Старец смиренно на все соглашался. Но когда назвали его еретиком, он никак не принял этого упрека на себя. На вопрос: почему на первые клеветы соглашался, а последней не принял? Он отвечал: первые те пороки я признаю за собою, ибо это признание полезно душе моей. А быть еретиком, значит быть отлученным от Бога: но быть отлученным от Бога, я не хочу. Какая же польза признаваться в том, в чем точно совесть не упрекает?

Всегда есть польза признаваться в греховности. Не забудем, что безгрешного человека нет на земле. А только безгрешный может совершенно быть чистым от упреков совести. Найдется ли такой человек, кто бы в жизни не имел мысли горделивой, не почувствовал лености, не сказал пустого слова? Поэтому всякое напоминание о наших недостатках доставляет нам повод поскорбеть о прежних. И сильное побуждение избегать новых. Талантливый художник не обольщается своим искусством, не увлекается своим достоинством. Но как только сам, или по указанию других, приметит недостатки своей работы, истребляет, или исправляет картину, уничтожает, или переделывает статую. Так и тот, кто живописует в своей жизни образ христианских добродетелей, всегда недоверчив к своим силам и подвигам, и при малейшей опасности самоуслаждения ищет на своей картине темных пятен прежней жизни. Сокрушает изваяние мечты, готовое сделаться сердечным кумиром.

Никто еще не потерпел вреда от того, что сам себя судил строго. Но много вредят и себе и другим те, которые думают о себе слишком высоко и, быть может, не знают иной на свете веры, кроме обожания собственного достоинства.

В издательстве Свято-Данилова монастыря недавно вышла книга наместника архимандрита Алексия (Поликарпова) «Поминайте наставников ваших». О старце Кирилле (Павлове), который всегда был смиренным. Но когда потребовалось подтвердить верность Православию, остался твердым, и не пошел ни на какие уступки.

Последуем же духу истинной веры, которая нам внушает, что смирение есть лучшее украшение всякого истинного достоинства и подлинная сила.

 

ГОРДОСТЬ И СМИРЕНИЕ

СТРАХ И ЛЮБОВЬ

ЧЕСТНА ПРЕД ГОСПОДОМ СМЕРТЬ ПРЕПОДОБНЫХ ЕГО

АНГЕЛ ХРАНИТЕЛЬ ВСЕЯ РУСИ

КАК УПОДОБИТЬСЯ БОГУ

БЫТЬ ВЕРНЫМ ДО КРОВИ

СВЯТАЯ РЕВНОСТЬ

ИСКУШЕНИЯ АНТОНИЯ ВЕЛИКОГО

ИСКУШЕНИЯ АНТОНИЯ ВЕЛИКОГО. ПРОДОЛЖЕНИЕ

ЧИСТАЯ ДУША

 

 

24 февраля 2019
Яндекс.Метрика
loading