Официальный сайт

СИЛА СМИРЕНИЯ

Итак, я узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира (Еф. 4.1-3).

26 ноября мы празднуем память великого проповедника слова Божия – Иоанна Златоуста. В этот день читается послание апостола Павла к Ефесянам. На Послание Святитель Иоанн оставил нам свое бесценное толкование.

Пророк Давид говорит: Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его (Пс. 33.8). И еще: На руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногой твоей (Пс. 90:12).

Но что я говорю об ангелах? Сам Владыка был с апостолом Павлом, когда он выходил из темницы.

Его не видал и Авраам. Он не был и с Авраамом. Но теперь Он сам дал обетование:

— Я с вами во все дни до скончания века (Мф. 28.20).

Явившись Павлу, сказал: Не бойся, но говори и не умолкай, ибо Я с тобою, и никто не сделает тебе зла (Деян. 18.9-10). И во сне Он явился ему и сказал: Поспеши и выйди скорее из Иерусалима, потому что здесь не примут твоего свидетельства обо Мне (Деян. 22.18).

Так дивные святые и всегда исполнены великой благодати. А особенно тогда, когда подвергаются опасности за Христа, когда делаются узниками за Него. Как на доблестного воина приятно смотреть и во всякое время, а особенно, когда он стоит и сражается возле самого царя, так представляй себе и Павла, которого можно было видеть учащим и в узах.

Здесь расскажу то, что, между прочим, пришло теперь мне на мысль. И блаженный мученик Вавила был в узах за то же, за что и Иоанн Креститель – за обличение царя в беззаконии. И, умирая, приказал положить эти узы вместе со своим телом, похоронить себя в узах. И теперь оковы лежат вместе с прахом: такова была любовь его к узам ради Христа!

— В железо вошла душа его (Пс. 104.18), – сказал пророк об Иосифе. Да и женщинам случалось испытать узничество. А мы не хотим связать самих себя!

Я советую принять не это узничество Павла – так как теперь не такое время. Но ты, не связывая рук, свяжи свой ум. Есть и еще узы, и кто не носит одних, понесет другие.

Слушай, что говорит Христос: связав ему руки и ноги (Мф. 22:13). Чтобы не подвергнуться этому узничеству, возложим на себя те узы. Потому Павел и сказал:

— Итак, я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны. И опять: глава у нас Христос. Он совоскресил и спосадил нас на небесных. Несмотря на то, что мы так враждебны Ему и сделали столько зла.

Велико это звание и к великому направлено оно! Велико не потому только, что Он призвал нас из такого состояния, но и потому, что призвал на такие дела и таким образом. Как же стать достойным этого звания?

— Со всяким смиренномудрием. Кто таков, тот достойно проходит это звание. Смиренномудрие есть основание всякой добродетели.

Если ты имеешь смирение и помнишь, кто ты и как спасен, то воспоминание об этом служит для тебя побуждением к добродетели. Ты не станешь гордиться ни узами, ни даже тем, что я сказал.

Но, зная, что все у тебя есть дар благодати, будешь смиряться. Смиренный человек может быть слугой, помнящим благодеяния и признательным за них. — Что ты имеешь, – говорит, – чего бы не получил? (1Кор. 4.7)? Послушай и еще, что он говорит: Но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною (1 Кор. 15:10). «Со всяким, – говорит, – смиренномудрием», – т. е., не в словах и не в делах только, но и в наружных приемах и в тоне речи. Не обращайся с одним смиренно, а с другим дерзко; сохраняй смирение со всяким, друг ли он твой, или враг, знатный, или ничтожный человек: в этом состоит смирение.

Также и в других делах наблюдай смирение, потому что Христос говорит: Блаженны нищие духом. И это блаженство ставит прежде других. Потому-то апостол и сказал: со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением. В ином есть смирение, но он горяч и раздражителен: тогда смирение не приносит ему пользы. Часто, под влиянием гнева, он все теряет.

— Снисходя, – говорит, – друг ко другу любовью. Как можно терпеть тому, кто раздражителен и клеветник? Апостол указал способ: любовью – говорит он. Если у тебя нет терпения по отношению к твоему ближнему, то как будет терпеть тебя Бог?

Если ты нетерпелив перед таким же рабом Божиим, то как потерпит тебя Владыка? Где есть любовь, там все можно перенести. Стараясь, – говорит апостол, – сохранять единство духа в союзе мира. Свяжи свои руки узами кротости. Так светлое слово – узы – опять нас озарило. Мы оставили его, а оно опять пришло к нам.

Хороши и те узы, хороши и эти. Но первые – плод последних. Соедини себя с братом: все легко для людей, связанных между собою узами любви. Привяжи себя к нему и его к себе. Тогда ты будешь господином не над собою только, но и над другим. Сможешь сделать другом своим всякого, кого захочешь. Благодушно — стараясь: дает понять, что это дело не простое и не случайное.  — Стараясь – говорит – сохранять единство духа.

26 ноября 2017
Яндекс.Метрика
loading