Официальный сайт

РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО – ПРАЗДНИК БОЖЕСТВЕННОГО СМИРЕНИЯ

И вот совершилась великая благочестия тайна: Бог явился во плоти (1Тим. 3.16). И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины. И мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца (Ин. 1.14).

Как же, при каких обстоятельствах, произошло это великое и дивное событие? Не в роскошных царских чертогах, не в пышности, богатстве и знатности явился на земле Вочеловечившийся Сын Божий, а в убогом вертепе. И, вместо детской колыбели, положен был в яслях.

Всю жизнь Свою на земле Он провел, не имея, где главу преклонить (Мф. 8.20). И преследуемый постоянной злобой книжников и фарисеев, Он, оставленный даже Своими ближайшими учениками, был предан позорной смерти, будучи пригвожден ко кресту.

Он Себя умалил, как учит святой апостол Павел: уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек. Смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной (Флп. 2.7–8).

Уже самое вочеловечение и пришествие в мир Воплотившегося Сына Божия, как мы видим, было запечатлено глубочайшим смирением, какое только можно себе представить. Ибо, что хуже вертепа? Что же смиреннее пелен? В них же просияло Божества Твоего богатство, как умиленно поет святая Церковь в день Рождества Христова.

Вот почему великий подвижник первых веков христианства преподобный Исаак Сирин, характеризуя смирение как высочайшую христианскую добродетель, так выразительно и образно о ней говорит:

— Смиренномудрие есть риза Божества, в которую облеклось Вочеловечившееся Слово и чрез него беседовало с нами. Поэтому Рождество Христово и есть праздник Божественного смирения, который и всех нас учит, прежде всего, смирению, как главной христианской добродетели, без которой невозможно спастись.

Прекрасно говорит об этом наш великий всероссийский праведник святой отец Иоанн Кронштадтский в своем вдохновенном слове на Рождество Христово, произнесенном в 1906 году:

— Размыслим о благости, правде и премудрости Божией, проявившихся в тайне воплощения Божия. Великая тайна благочестия: Бог явился во плоти. В чем тайна? Именно в том, что Бог явился во плоти. Себя умалил, принял образ раба, быв в подобии человека и по всему став человеком, смирил Себя, послушлив быв Отцу даже до смерти и смерти крестной (Флп. 2.7–8). Видишь спасительную тайну: безначальный, бесконечный, всесильный Бог и Творец, для твоего спасения, для исцеления твоей гордости, неверия, непослушания, лукавства Себя умалил.

Чтобы тебя научить высокотворному смирению. Чтобы тебя научить кротости, послушанию, терпению, незлобию, милосердию и состраданию. Видишь, как Он учит тебя собственным примером, и не только учит, но и все силы Божественные готов подать тебе. Чтобы ты совершенно изменился к лучшему и возвратил себе все драгоценные черты образа Божия: простоту и незлобие детское, кротость, смирение и послушание, твердую и непоколебимую веру в Бога и его дела. Чтобы ты оставил лукавое неверие, кичливость, превозношение, шатание мысли, самоволие, хищение, убийства.

Посмотри, что ныне творится вокруг нас, на кого стал похож человек, именующийся христианином? Не на лютого ли зверя, терзающего и пожирающего жертву свою? Что сказал бы святой праведный Иоанн Кронштадтский в наши дни, если бы видел страшную непреклонную самопревозносящуюся гордыню современных людей. В том числе и считающих еще себя «христианами» и даже – «христианами православными»?! — спрашивает архиепископ Аверкий (Таушев). Людей, нисколько не желающих смириться в кротости, незлобии, милосердии и сострадании не только друг перед другом, но и перед самим Богом. Перед Богооткровенным учением Слова Божия, перед голосом Святой Церкви, перед ее священными канонами и спасительными установлениями?

Ведь нет выше, страшнее и губительнее гордыни, как самого себя считать высшим авторитетом, особенно в делах веры и Церкви, и отметая правила и постановления Церкви, самому писать для нее свои собственные законы!

Не может быть хуже и зловреднее того умонастроения, в силу которого святую нашу веру и Церковь стремятся поставить в какое-то подчиненное положение по отношению к миру сему, во зле лежащему (1Ин. 5.19). Или сделать Церковь орудием своих страстей, использовать ее в своих собственных выгодах, для достижения своих личных эгоистических целей, и авторитетом Церкви стараться прикрывать сведение личных счетов со своими врагами и противниками. А ведь это все так распространено теперь!

С тем большей силою должен звучать для нас пламенный призыв к смирению в последней рождественской проповеди святого праведного отца нашего Иоанна Кронштадтского, сказанной им в 1907 году:

— Цари земные, окруженные блеском вашего сана, приидите мысленно в Вифлеем. Наклоните свои венценосные главы к этим яслям, в которых возлежит истинный и вечный Царь царей. И сложите ваши венцы к подножию их. Смиритесь и признайте, что и вы сложены из праха и в прах обратитесь. И исповедуйте перед Ним, смиренным Младенцем, что от Него вам дана держава и власть над народами, что вы – Его помощники.

И Им держатся ваши престолы, что без веры в Него, вы и престолы ваши – трости, ветром колеблемые. Что без веры в Него и правители ваши – расщепившиеся рожны, на которые нельзя опереться вам.

Вот – единственная основа настоящего правильного миросозерцания, которой многие в наше время не хотят знать совсем, кощунственно ставя Царя и самый монархический принцип над верою и Церковью. Это же есть и единственно-надежное и прочное моральное основание для всякой власти вообще, без коего эта власть будет не законной, Богопоставленной властью, властью от Бога, а простым узурпаторством, от которого нельзя ожидать никакого подлинного добра.

Свой горячий призыв к смирению святой Иоанн простирает затем и дальше – ко всем тем людям, которые, в силу своего звания и занимаемого ими высокого положения, могут пользоваться уважением и авторитетом и оказывать большое влияние на человеческое общество.

— Ученые мира сего, взывает он: разглагольствующие с кафедр в высоких учреждениях государства, и во всяких других, вы – учащие и учащиеся, посылаю и вас к яслям Вифлеемским. Отбросьте вашу гордость пред вашим Творцом и Спасителем и единственным истинным Учителем. И смиритесь пред Тем, Кто принес на землю мир от Отца Небесного и благоволение человекам, Кто повиновался земному кесарю.

Не забудьте, что Христос говорил о мятежных гордецах, что: Он есть Камень, на который кто упадет, разобьется, а на кого он упадет, раздавит его (Мф. 21.44). И надо хорошо знать и помнить говорит архиепископ Аверкий (Таушев), что истинное смирение не есть, как некоторые ложно думают, какая-то слабость, малодушие или человекоугодничество, которое особенно резко осуждается Словом Божиим, как измена Богу. Давший нам такой высокий пример смирения Господь Иисус Христос и говоривший: научитесь от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем  (Мф. 11.29), решительно и грозно обличал пороки людские. А в особенности, злейший из них – лицемерие книжников и фарисеев иудейских. В котором наиболее ярко проявляла себя губительная бесовская гордыня, возведшая, в конце концов, на крест Самого Сына Божия.

И потому подражавший Ему, как Пастыреначальнику, сам исполненный духа кротости и смирения, наш великий всероссийский пастырь Иоанн Кронштадтский, чуждый и тени какого-либо человекоугодничества, по долгу пастырского служения своего, не боялся, открыто и сильно обличать великих и славных мира сего.

Но горе тем неисправимым гордецам, которые, не имея на то никакого права, сами себя делают судиями над другими людьми. В том числе и над самими пастырями Церкви, что так часто теперь встречается! Вынося им строжайшее осуждение, зачастую в том, чего они сами не знают и не понимают, являясь совершенными невеждами во всем, что касается нашей святой веры и Церкви, и по духу своему, будучи далеки от Церкви и чужды истинного евангельского учения и настоящего православного церковного самосознания.

Ибо — горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою! Как провозвещал это Именем Божиим святой Пророк Исайя еще в Ветхом Завете (Ис. 5.21).

Вот от этой-то безбрежной гордыни, угождающей и служащей лишь своим собственным греховным страстям – самолюбию, честолюбию, властолюбию, сластолюбию и корыстолюбию, хотя бы и замаскировывалась она всевозможными благовидными лозунгами и даже облекалась в личину мнимого смирения — ибо и это теперь сплошь и рядом бывает! — и страдает так тяжко современный мир. Быстро катясь к своему концу, о котором предречено в Писании.

Для таких, не имеющих в себе духа Христова смирения, нет и не может быть настоящей радости в празднике Рождества Христова – как будто и не родился для них Христос, – и этот праздник становится для них обыкновенным традиционным «сезонным» праздником, без всякого внутреннего содержания. Как мы это уже и видим повсюду в современной обездуховленной жизни.

И только для тех, кто смиренно принимает учение истинной Христовой Церкви и добровольно берет на себя благое иго послушания ей, всячески подавляя и искореняя в себе проявления самостной гордыни, нынешний праздник есть подлинно день великой радости: светло и радостно отзываются в их сердцах слова исполненного ликования рождественского песнопения:

— Христос раждается – славите! Христос с небес – срящите! Христос на земли – возноситеся!

07 января 2018
Яндекс.Метрика
loading