Официальный сайт

РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА

На вопрос, что делается с усопшими, Святитель Феофан Затворник писал: Тело возвращается в землю, а душа получает от Господа некое место по своему усмотрению, где и пребывает до скончания века, в чаянии радостном или в нечаянии ужасном.

То — закрытая для нас страна. Что там — в точности не определено с подробностью. Одно точно определено, что тамошнее состояние вполне соответствует тому, как настроит себя человек здесь, на Земле.

Как настроить — широко разъяснено в Евангелиях и Посланиях. Это и есть теперь для нас главное. Как цель не на земле, а в другом образе бытия, то разумно всю заботу обращать на то, чтобы добре приготовиться туда. Не приготовимся — все пропало. Не мучьте себя пытаньем — что там и где будем. А когда в уме народятся такие вопросы, говорите себе: хорошим там будет хорошо, а плохим плохо. Соответственно этому и место там будет для одних светло, а для других — тьма.

Почему мы поминаем усопших? Потому, отвечал Святитель Феофан, что так заповедано нам делать. А то, что заповедано, видно из того, что в Церкви Божьей не было времени, когда бы не творилось это поминовение. Значит, это идет от Апостолов и Самого Господа.

Поминать надо не только своих родных, но и всех православных христиан. Во всякое время и во всякой молитве. Сами там будем и нуждаемся в этой молитве, как бедный в куске хлеба и чаше воды.

Помни, что молитва об усопших и сильна общностью, тем, что идет от лица всей Церкви. Но как в естественном порядке при беременности мать дышит, а сила дыхания переходит и на дитя, так и в благодатном порядке: Церковь дышит общей для всех молитвой, а сила молитвы переходит и на усопших, содержимых в лоне Церкви, которая слагается из живых и умерших.

Не поленись же и на всякой молитве поминать всех отошедших отцов и братьев наших: это будет от тебя им милостыня.

На необходимость поминовения усопших указывает и то обстоятельство, что умершие продолжают общение с нами. Отошедшие живы, и общение у нас с ними не пресекается. Как о живых молимся мы, не различая, идет ли кто путем праведным или другим, так молимся и об отошедших, не доискиваясь, причислены ли они к праведным или к грешным. Это долг любви братской. Пока последним судом не разделены верующие, все они, живые и умершие, единую Церковь составляют.

И все мы взаимно друг к другу должны относиться, как члены одного тела, в духе доброхотства и любительского общения, и живые и умершие, не разгораживаясь пополам умиранием.

Участь отошедших не считается решенною до всеобщего суда. Дотоле мы никого не можем считать осужденным окончательно и на этом основании молимся, утверждаясь надеждою на безмерное милосердие Божие.

У отошедших скоро начинается и подвиг перехода через мытарства. Тут нужна помощь. Думайте об этом, и вы услышите вопль: помоги! Вот на что надлежит нам устремить все внимание и всю любовь к ним. Я думаю, самый действительный показатель любви вашей будет то, если с минуты отхода души погрузитесь в молитву о ней в новом ее состоянии и новых неожиданных нуждах. Начав так, непрестанно молитесь Богу о помощи ей, особенно в продолжение шести недель, да и далее.

В сказании Феодоры — мешок, из которого Ангелы брали, чтобы отделываться от злых духов, были молитвы ее старца. То же будут и ваши молитвы. Не забудьте так сделать, — вот и любовь! И дети пусть так делают. А слишком горевать и убиваться — мало имеет смысла.

Не тяготейте к земле. Все тленно — только одно счастье загробное вечно, неизменяемо, верно. И это счастье зависит от того, как проживем мы эту нашу жизнь!

08 февраля 2018
Яндекс.Метрика
loading