ПРИБЛИЖЕНИЕ ЦАРСТВИЯ БОЖИЯ
В четверг Седмицы 29-й по Пятидесятнице читается Евангелие, в котором после пророчества о разрушении Иерусалима, говорится и о Втором пришествии Спасителя (Лк. 21. 28-33).
– Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше.
И сказал им притчу: посмотрите на смоковницу и на все деревья: когда они уже распускаются, то, видя это, знаете сами, что уже близко лето. Так, и когда вы увидите то сбывающимся, знайте, что близко Царствие Божие. Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все это будет; небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут.
– Как Первое пришествие Господа, – пишет блаженный Феофилакт Болгарский, – было для воссоздания и возрождения душ наших, так Второе будет для возрождения наших тел.
Поскольку души умерли прежде, через преслушание, а тела подверглись смерти после преслушания, то и возрождаются они и улучшаются последовательно. Души чрез Первое пришествие, а тела чрез Второе.
Поэтому и Господь говорит: когда это начнет сбываться, вы, отягченные тлением, восклонитесь и пользуйтесь свободой.
Ибо настанет искупление ваше, совершенное освобождение обоих. То есть души и тела. Совершенное избавление от тления, какое получит тогда и тело, по благодати Господа, упраздняющего последнего врага – смерть. Оставалась еще смерть, которая питалась нашими телами. Упразднение ее будет причиной нашей свободы и искупления.
При исполнении этого, Царствие Божие тотчас настанет. Как смоковница, когда на ней распускаются листья, указывает на приближение лета, так и появление этих знамений и преобразование вселенной служат признаком того, что наступает лето, то есть Царствие Божие.
Для праведников – наступающее именно как лето после зимы и бури. Между тем для грешников тогда настанет зима и буря. Ибо они настоящий век считают летом, а будущий для них – буря.
Представив картину бедствий, которые постигнут род человеческий перед концом мира, Спаситель заключает:
– Когда вы увидите то сбывающимся, знайте, что близко Царствие Божие.
Не те ли признаки приближения Царствия Божия и к каждому человеку в частности, еще прежде предсказанного Спасителем времени?
Бедствия и страдания, на которые так малодушно иногда смотрит человек, не возвещают ли душе о скором воцарении в ней Христа Спасителя. Если только она, подобно мудрым девам, встретит Его, надлежащим образом приготовленная?
По большей части, скорби, и самые тяжкие, поражают тех, в ком Господь находит достаточно сил к перенесению их и много добрых дел, достойных того богатого воздаяния, какое всегда следует за испытанием.
С другой стороны, и диавол, предвидя скорое уничтожение своей власти над душой испытываемого любовью Божией, устремляет на нее все свои стрелы. Как устремил их некогда, в последние дни мира, со всей яростью и ожесточением на остаток избранных Божиих.
И чем мужественнее душа будет стоять в искушении, тем ближе помощь свыше. Итак, не должно ли назвать жалким ослеплением, что многие из нас не только не переносят терпеливо постигающих несчастий, но еще ропщут на правосудие и милосердие Божие?
Немым, но сильным обличением для них в этом случае должна служить сама внешняя природа. Ибо и в ней после бурь и непогод всего естественнее ожидать ясных дней. Благорастворенного воздуха, полного, торжественного веселья природы.
И душа после скорбных ощущений светлеет, умягчается, и чрез это делается способнее к сильнейшим впечатлениям радости. То же бывает и в жизни благодатной. Радость спасения не имела бы такого усладительного действия на душу, если бы она не была предварена и уготована тернистым путем искушений.
Итак, когда узрите тяготу несчастий, обрушившихся на вас, знайте, что близко к вам Царствие Божие!
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.