Официальный сайт

ПРЕПОДОБНЫЙ ЕФРЕМ СИРИН (306 – 372). О СТРАШНОМ СУДЕ И РАЙСКОМ ВЕСЕЛИИ

Святой Ефрем, память которого отмечаем 10 февраля жил в IV веке.

В юности его так поразило явственное вмешательство в его судьбу Провидения, что он решил оставить мир.

Под руководством великих отшельников он изучал Священное Писание и приобрел этим высшую духовную мудрость.

Одному прозорливому старцу в видении было показано, как светлый Ангел вложил в уста святого Ефрема некую таинственную книгу. С этого момента у святого открылся дивный творческий дар, и он создал множество замечательных духовных сочинений.

Efrem_Sirin2

Вот некоторые изречения святого Ефрема. Они отличаются глубиной духовного содержания и яркой образностью.

— Приидите, возлюбленные, займемся куплею, пока еще длится день купли. Приидите, приобретем вечную жизнь, купим спасение душ наших. Возьмемся за прекрасную мысль, возжелаем Царства и рая.

— Поплачем немного здесь, чтобы не плакать там, вечно мучаясь. Пришествие Христово внезапно, как страшная молния. В оный час каждый восприимет по делам своим; каждый пожнет, что посеял. Все непокровенными предстанем судилищу Христову, и каждый даст Судии ответ за себя. В тот час никто никому не в состоянии помочь. Каждый со страхом и трепетом будет стоять в ожидании услышать Божий приговор.

—  Бойся Господа всею силою твоею, и не соревнуй делам нечестивых; потому что огонь их не угаснет, и червь их не умрет (Мк. 9, 44).

— Легче жить с бесом, нежели с неверным. На беса произнесешь заклинание — и он удалится, потому что не может противиться имени Иисусову. Но если на неверного произнесешь тысячи заклинаний, — не отступит он от злобы своей и не оставит безумия своего.

Легче учить беса, нежели обращать сынов заблуждения. Бесы исповедовали и говорили:

— Ты Господь Сын Божий (Мк.3.11); напротив того, неверные упорно утверждают, что Он — не Сын Божий.

—  Грех есть тьма, а добродетель — свет. Грех, когда любят его и творят, чернит своих делателей; а добродетель, когда подвизаются в ней, преуспевших в ней делает светлыми.

—  Как невозможно пловцам навсегда оставаться на корабле и путнику, остановившемуся в гостинице, не выйти из нее, так и нам невозможно вечно пребывать в жизни сей. Странники и пришельцы есть мы. Будем же, взирая на сие мысленным оком, готовиться к преставлению из сей жизни.

—  Каждый день ожидай исшествия своего и готовься к сему пути. Ибо в который час не ожидаешь, придет страшное повеление; и горе не готовому! Прекрасно сокрушение сердечное; оно врачует человеческие души.

— Если был ты тружеником, то не скорби о приближении доброго переселения в другую жизнь. Возвращающийся домой с богатством,  никогда не бывает в печали.

— Тогда праведники возрадуются; со славой в сретение бессмертному Жениху восхищены будут на облаках все любящие Его и старавшиеся исполнять всю волю Его. В какой мере каждый очистил здесь сердце свое, в такой увидит тогда славу Его. И как вожделел Его здесь, так насытится любовью Его!

В тот час и первозданный Адам, увидев страшное множество народов, удивится, что от него только и от супруги его произошло такое бесчисленное множество людей. И удивляясь, еще более прославит Создателя Бога за то, что происшедшие от единого естества и от единой твари стали их наследниками, как в раю и Царствии, так и во аде.

— Вспомнил я, возлюбленные, об оном часе, и вострепетал; помыслил о Страшном оном Суде и о райском веселии — и пришел в ужас, и, воздыхая, рыдал, пока оставалась во мне крепость. Ибо дни свои провел я в лености, в рассеянии, в нечистых помыслах! Увы мне! Что мне делать от стыда в оный час, когда окружат меня знакомые мои, которые видели меня в этой одежде благочестия и ублажали, тогда как внутренне исполнен я беззакония и нечистоты, и забыл Испытующего сердца и утробы?! Подлинно, там будет стыд. Жалок, кто там будет постыжен.

—  Никому не известны день и час разлучения. Когда беззаботно ходим и веселимся на земле, внезапно застигает нас страшное повеление взять душу нашу из тела. И отходит грешник в путь тот, в день и час, в который не ожидал, когда душа его исполнена грехов и не имеет оправдания.

—  Не говори: сегодня согрешу, а завтра покаюсь. Но лучше сегодня покаемся, ибо не знаем, доживем ли до завтра.

— Блажен, кто насаждает в душе своей добрые растения, т. е. добродетели, и насажденное в себе орошает, молясь со слезами, чтобы насаждения его были благоугодны и плодоносны Господу.

Efrem_Sirin3

— Когда был я еще весьма мал и лежал на коленях у матери своей, тогда представилось мне как бы во сне, что оправдалось впоследствии. На языке у меня возникла виноградная ветвь, она росла выше и выше, и взвилась до неба. На ней явилось бесчисленное множество плодов, и листьям не было счета. Все более и более разрастаясь, раскидываясь и расширяясь в окружность, распростерлась она в целом мире. Собирали с нее плоды, и плодов не убывало. Даже чем более обирали гроздьев, тем более умножалось число их.

Гроздья — это беседы, листья — это песнопения. Податель сего — Бог. Хвала Ему за благость Его! По благоизволению Своему даровал Он мне это из сокровищницы Своей.

 

11 февраля 2015

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика
loading