Официальный сайт

ПРЕДТЕЧИ АНТИХРИСТА

У многих возникает вопрос, как православным относиться к еретикам?

Афанасий Великий родился в Александрии – центре философской мысли первых веков. Он был наставлен в мирской и в христианской мудрости. За ревность о чистоте веры и сочинения о христианских истинах его назвали Отцом Православия.

Еще в сане диакона, когда он участвовал в I Вселенском соборе, явил себя Афанасий ревнителем Православия и сильным обличителем еретиков. Возведенный в 28 лет в епископы Александрии, он всю жизнь провел в борьбе с арианами. Когда основатель ереси, Арий, сосланный в заточение по определению I Вселенского собора, был по просьбе сильных лиц возвращен из ссылки и многими Церквями принят в общение, тогда один Афанасий не хотел принять еретика.

Tvorenia— Еретики, вооружающиеся против Христа Спасителя, не имеют ничего общего с истинными чадами церкви Христовой, — писал святой Афанасий императору Константину.

Озлобленные ариане оклеветали Афанасия перед императором Константином Великим, будто бы он обременял народ тяжкими налогами. Связался с врагами империи. Убил епископа Арсения и отрубленною его рукой чародействовал.

Осужденный, по клевете врагов Афанасий должен был скрываться в дальних странах. А оставленная им паства, всегда горячо любившая его, терпела от насилия еретиков. Только к концу жизни он возвратился в Александрию и мирно прожил до смерти, случившейся в 373 году.

Мы видим, как относился к еретикам такой столп Православия, как святой Афанасий Великий. Он не желал иметь с ними никакого общения. Подражая такому учителю веры и борцу за Православие, и мы должны во всех своих отношениях с еретиками, а также раскольниками и сектантами, соблюдать крайнюю осторожность, чтобы не заразиться их душеубийственным учением.

Ioann_BogoslovВспомним, как относились к еретикам другие святые. Как говорят об этом Церковные Правила. Укажем и на то, можно ли читать еретические сочинения.

Еще при жизни апостола Иоанна Богослова, жил один лжеучитель по имени Керинф. Этот лжеучитель желал быть христианином. Но утверждал, что Иисус Христос не есть Сын Божий, имеющий единое существо с Богом Отцем, а есть творение, подобное всем другим творениям. Но только первое и наилучшее.

Однажды этот нечестивый лжеучитель, унижавший достоинство Сына Божия, отправился в баню, бывшую в городе Ефесе. Туда же с некоторыми христианами вошел и апостол Иоанн. Но, услышав, что Керинф находится там, святой апостол сказал спутникам своим:

— Бежим отсюда! Баня может загореться, ибо в ней находится нечестивый человек. Таким образом, святой апостол не желал быть даже под одною крышей с нечестивцем, дерзнувшим отвергать Божество Иисуса Христа. Этот же святой апостол и проповедник христианской любви, кротко относившийся ко всем грешникам, поучает христиан:

— Кто приходит к вам и не приносит сего учения — того, что Иисус Христос есть единородный Сын Божий — того не принимайте в дом и не приветствуйте его, ибо приветствующий его участвует в злых делах его.

Antonii_VelikiiПодобным же образом вели себя по отношению к лжеучителям, искажавшим основные истины христианского учения, и другие святые.

Однажды еретики ариане распространили молву, будто всеми уважаемый подвижник и пустынник Антоний Великий вступил с ними в дружественные отношения. Удивленный их дерзкою ложью, святой Антоний воспылал таким праведным гневом, что немедленно пошел в Александрию. Там перед епископом и всем народом предал их проклятию, называя предтечами антихриста.

Было бы ошибочно думать, чтобы Антоний этим поступком нарушил добродетель христианского терпения и кротости. Не обличив дерзкую клевету, он подал бы повод другим о себе соблазняться. А что ужаснее, невежды, которые не могут понимать намерений великого человека, могли бы предаться пагубной ереси. Молчать в этом случае было бы опасно и грешно.

Правила Церкви относительно обращения православных с еретиками говорят следующее:

— Не дозволяется ни иметь общения с отлученными от общения, ни сходиться по домам и молиться с теми, которые не молятся вместе с Церковью. И лиц, чуждающихся одной Церкви, не принимать в другой.

Если же окажется, что кто либо из епископов, или пресвитеров, или диаконов, или кто либо из клира имеет общение с отлученными от общения, то да будет и сам вне общения, как нарушитель закона церковного. Антиохийский собор, правило 2.

— Если кто с отлученным от общения молится, хотя бы то было в доме, таковой да будет отлучен. Правила святых апостолов, 10.

Svyatoi_KiriakПосле этого ясно, что грешно не только читать, но даже держать у себя неправославные книги. Еретические и раскольнические. Пресвитер Кириак, державший в своей келлии еретические сочинения Нестория, был вразумлен в своей виновности. Он видел около своей келии Пресвятую Богородицу, Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова. В неизреченной радости благоговейный пресвитер бросился к стопам Богоматери и просил посетить его келлию. Но Она не согласилась, несмотря на его слезные просьбы, сказав:

— Как же ты хочешь, чтобы Я вошла к тебе, когда ты в келлии держишь врага Моего?

Пробудившись от сна, Кириак в глубокой скорби начал размышлять: кто бы это мог быть врагом Пресвятой Богородицы? Кроме меня никого не было. Через некоторое время, занявшись чтением книг, пресвитер нашел между ними поучения еретика Нестория, осужденного на III Вселенском соборе за то, что называл пресвятую Богородицу не Богородицей, а Христородицей. Будто бы от Нее родился простой человек, а не вместе и Бог. Тогда Кириак понял, кто был в его келлии враг Пресвятой Богородицы. Он тотчас сжег еретическую книгу, сказав:

— Пусть же с этих пор не будет у меня врага Пресвятой Богородицы.

Учат нас примеры святых и церковных Правил не иметь никакого общения с еретиками в делах веры.

Ioann_Bogoslov3Бывает, что православные христиане до сих пор говорят, что мы можем многому поучиться у современных еретиков. Подразумевая их деловую активность, предприимчивость, внешнюю любезность, формальное соблюдение указанных молитвенных правил.

Те, кто так говорит, забыли о сути, пути и цели христианской жизни. А они заключаются только в одном, как рассказал Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин – в очищении сердца от страстей. В святости, которую он и называет чистотой сердца, ведущей в Жизнь Вечную.

Совершенство не приходит тотчас ни с отказом от богатства, ни с отвержением почестей. Ни с внешней деятельностью. А состоит только в любви, как говорит апостол Иоанн Богослов, которая заключена в одной чистоте сердца. Как учит нас Святое Евангелие:

— Только чистые сердцем Бога узрят (Мф. 5.8).

27 марта 2016
Яндекс.Метрика
loading