Официальный сайт

ПРАВИЛА ХРИСТИАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ. ПРОДОЛЖЕНИЕ

27 ноября 2018 года в Государственном Университете по землеустройству прошли VI Рождественские образовательные чтения Центрального викариатства города Москвы. Тема нынешних Чтений — «Молодежь: Свобода и Ответственность». Под непосредственным попечением Митрополита Истринского Арсения —  Первого викария Святейшего Патриарха, ректора Университета Сергея Николаевича Волкова и настоятеля Богоявленского Собора протоиерея Александра Агейкина прошли выступления священнослужителей, философов, научных работников и публицистов. Актовый зал Университета вместил множество участников. Среди них были опытные и молодые пастыри Церкви, преподаватели Университета и студенты. Во время выступлений о. Александр Агейкин высказал пожелание, чтобы во время последующих Рождественских чтений прозвучали доклады и студентов.

Ректор Университета С.Н. Волков отметил, что за последние два года заметно изменился общий уровень учащейся молодежи. Большинство из них живет уже в виртуальном мире. Это заложено в них с детства. Когда начинается душевное и духовное воспитание юного поколения? И каким оно должно быть? Святитель Иоанн Златоуст говорит:

— Прошу вас и умоляю, возлюбленные, будем иметь большое попечение о наших детях и всячески заботиться о спасении их души. Подражайте блаженному Иову, который, даже опасаясь прегрешений их в помышлении, приносил за них жертвы и проявлял о них большую заботливость. Подражайте Аврааму, который тоже хлопотал не о деньгах и имениях, но о божественных законах, — каким бы образом передать сохранение их невредимо потомкам. И когда Давид умирал, то он вместо великого наследства, призвав своего сына, внушал то же, и обстоятельно говорит, что если захочешь, дитя, жить по законам Божиим, то ничего с тобою неожиданного не случится, все дела потекут у тебя по желанию. И будешь ты наслаждаться постоянной безопасностью.

Если же ты отпадешь от этой помощи, то никакой пользы не будет тебе от царства и от этой великой власти. Ведь, если благочестие отсутствует, то и те сокровища, какие есть, погибают с опасностью и крайним позором. Если же оно налицо, то и те, каких нет, приходят. Поэтому родителям следует думать не о том, как бы сделать детей богатыми серебром и золотом, а о том, как бы они стали всех богаче благочестием, мудростью и стяжанием добродетели. Как бы они не имели надобности во многом, как бы не увлекались житейскими и юношескими пожеланиями. И тщательно нужно исследовать их входы и выходы, их беседы и собрания, зная, что если этим будем пренебрегать, то они не получат никакого снисхождения у Бога.

Ведь, если с нас взыщется за заботу о других, а сказано: Никто не ищи своего, но каждый пользы другого (1Кор. 10.24), — то насколько более спросится за заботу о детях? Ты же все делаешь и предпринимаешь, как бы у них были красивая лошадь (теперь – машина), блестящие жилища, многоценные доходы, а на то, чтобы душа была хорошая и воля добрая, не обращаешь никакого внимания. Хотя бы у кого приобретения были велики и многоценными, но если он не исполнен ревностью добродетельно ими распоряжаться, то все погибнет и уйдет вместе с ним. Когда же душа благородна и предана мудрости, то хотя бы в доме ничего не было отложено, безбоязненно сможет обладать всяческими благами.

А что многие из родителей многое терпят из-за детей, так это оттого, что не хотят посечь, образумить словами и огорчить своих беспутно и противозаконно живущих сыновей. Потому им и приходится нередко видеть, как те попадают в крайние беды, приводятся в суды и отдаются палачам на казнь. Действительно, когда сам ты не воспитываешь, когда сам не умудряешь, то он, присоединившись к негодным и испорченным людям, приобщившись к ним в пороке, приводится под действие общественных законов и наказывается на виду у всех. А после казни наступает еще больший позор, потому что после его кончины все указывают пальцами на отца и тому стыдно даже появиться на людях. Какими глазами он в состоянии будет смотреть на встречных после такого безобразия и несчастья его ребенка? Что могло бы быть хуже этого безумия? Неужели, скажи мне, тебе не стыдно и ты не краснеешь, когда судья наказывает и умудряет твоего сына.

И он, столько времени сначала живший с тобой, нуждается в исправлении от чужого? Неужели у тебя нет желания закрыться и спрятаться? И ты, тем не менее, скажи мне, осмеливаешься еще называться отцом, предавшим таким образом сына, не оказав ему необходимой помощи и не обративши внимания на его гибель от всяких пороков? Когда ты видишь, что какой-нибудь бродяга ударит твоего ребенка, ты негодуешь, сердишься, злобствуешь и яростнее зверя подскакиваешь к лицу ударившего. А когда видишь, как диавол каждодневно его заушает, как демоны приводят к порокам, ты спишь, не негодуешь, не сердишься, не исторгаешь сына от самого ужасного зверя? И какого удостоишься человеколюбия? Разве же не безрассудно, если ты, когда сын твой впадет в беснование, прибегаешь ко всем святым, надоедаешь живущим на вершинах гор, чтобы только избавить от этого беснования. А когда его беспрерывно угнетает грех, который тяжелее всякого беса, ты ничего не предпринимаешь? Да и ничего нет тяжелого в том, чтобы быть мучимым бесом.

Потому что бес, во всяком случае, не может ввергнуть в геенну. И если мы трезвимся и с благодарностью переносим такие нападения, то испытание это может даже нам доставить светлые и славные венцы. А кто ведет жизнь в пороке, тому никогда невозможно спастись, тот неизбежно и здесь достоин будет поругания, и по отшествии из этой жизни понесет там вечные наказания. Чем ты, в конце концов, оправдаешься? Не предоставил ли я, сказано будет тебе, ребенку жить с тобою с самого начала? Я поставил тебя над ним в качестве учителя, наставника, опекуна и начальника. Всю власть над ним, не отдал ли я в твои руки? Не повелел ли я его, такого нежного, обрабатывать и упорядочивать? Какое же ты получишь оправдание, если с беспечностью смотрел на его прыжки? Что ты скажешь?

Что он разнуздан и неукротим? Но тебе нужно было глядеть на все это сначала. Обуздывать его надо, когда он был молод и доступен узде. Тщательно его приучать, направлять к должному. Укрощать его душевные порывы, когда он был восприимчивее к воздействию. Сорную траву тогда нужно было исторгать, когда возраст был нежнее, и исторгнуть можно было легче. Вот тогда бы оставленные без внимания страсти не усилились и не сделались неисправимыми.

Продолжение следует.

 

ДУШЕВНАЯ ЗОРКОСТЬ

ПРАВИЛА ХРИСТИАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ

ПРАВИЛА ХРИСТИАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ. ПРОДОЛЖЕНИЕ

ПРАВИЛА ХРИСТИАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ. ПРОДОЛЖЕНИЕ

ПРАВИЛА ХРИСТИАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ. ПРОДОЛЖЕНИЕ

КАК СОХРАНИТЬ ДЕТЕЙ

ЖИЗНЬ УДАЛАСЬ!

КОГО ПРОСИТЬ О ПОМОЩИ?

ДЕТИ БОЖИИ И ДЕТИ ДИАВОЛА

ДЕТИ ВОЙНЫ

БЫТЬ КАК ВСЕ

ЗАБЫТЬ О БУДУЩЕМ. ИСКУСИТЕЛЬНЫЕ ПОМЫСЛЫ

ВСЕМИРНАЯ РЕЛИГИЯ ЛЮБВИ

ВСЕМИРНАЯ РЕЛИГИЯ ЛЮБВИ. ПРОДОЛЖЕНИЕ

ВСЕМИРНАЯ РЕЛИГИЯ ЛЮБВИ. ОКОНЧАНИЕ

 

 

28 ноября 2018
Яндекс.Метрика
loading