Официальный сайт

ПРАВИЛА ХРИСТИАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ. ПРОДОЛЖЕНИЕ

Христиане удаляли детей от всего, что могло возбудить в них нецеломудренные мысли и движения. Так они детям, ни под каким видом не позволяли присутствовать на свадебных пиршествах, общественных зрелищах и играх. Скрывали от них соблазнительные сочинения языческих стихотворцев, трагедии, комедии и другие непристойные представления. Предохраняли от знакомства со светскими песнями и сладострастной музыкой. Удаляли от сообщества с лицами другого пола, с людьми зазорного поведения. В отношении тела приучали детей к скромности в одежде и других внешних украшениях, к умеренности, воздержанию и простоте в питании.

Оградив детское сердце от всех внешних и внутренних соблазнов, благочестивые воспитатели в то же время употребляли и средства, которыя прямо служили к насаждению и укоренению в них христианского благочестия. Первым из сих средств, после устного и письменного наставления в правилах христианской деятельности, был пример благочестия, который воспитатели показывали в своей жизни, и которому обязывали подражать своих воспитанников.

— Помните, писал блаженный Иероним родителям, помните, что лучше можно научить дитя примером, нежели словами. Дети, находясь под кровом отеческого дома, слышали и видели образец всех добродетелей: непрестанное молитвословие, действия глубокого смирения, презрение мира, умеренность и скромность в одежде и внешних украшениях, воздержание в пище и питии, целомудрие, постоянное упражнение в слове Божием, справедливость, любовь, благотворительность.

Родители большею частью сами занимались воспитанием и образованием детей своих. Преимущественно же обязанность эту брали на себя матери семейств, так как и природа вложила в их сердце более нежности к детям, и внешние занятия не отвлекают их от обязанностей семейных. И, следовательно, в их руках более средств к благому воспитанию. Блаженный Иероним писал к одной благочестивой матери: Ты сама должна быть наставницей своей дочери. Тебе должна подражать ее неопытная юность. Ни в тебе, ни в своем отце она не должна видеть ничего порочного.

Первенствующие христиане живо сознавали, что пример благочестивой матери особенно силен.

Кто испытал истинную материнскую заботливость, тот не может без сердечного умиления слышать слова, произнесенные одним благочестивым учителем к своей матери, уже перешедшей в страну вечности: Благодарю тебя, любезнейшая мать! Я вечно останусь твоим должником. Когда замечал я твой взор, твои движения, твое хождение пред Богом, твои страдания, твое молчание, твои дары, твои труды, твою благословляющую руку, твою тихую, постоянную молитву, — тогда, с самых ранних лет, каждый раз, как бы вновь возрождалась во мне жизнь духа. Чувство благочестия, и этого чувства не могли истребить никакие понятия, никакие сомнения, никакие обольщения, никакие вредные примеры. Никакие страдания, никакие притеснения, даже никакие грехи. Еще живет во мне эта жизнь духа, хотя уже протекло более сорока лет, как ты оставила временную жизнь.

При воспитании детей христиане особенно дорожили первыми годами их детства, дабы, предупредив время полного развития разума и свободы, не всегда легко покоряющихся в послушание веры и добродетели, саму природу детей употреблять в оружие для достижения благих целей. Глубже напечатлеть на детской душе истины веры и расположение к добродетели. Когда дети были еще во чреве матери, матери уже и тогда заботились об их теле, опасаясь повредить им своею неумеренною жизнью. И о душе, посвящая ее Господу и испрашивая у Него благословения для рождавшегося дитя. Как скоро начинало обнаруживаться в детях сознание, то родители, прежде всего, старались внушать им веру в Бога и любовь к благочестию. Дабы таким образом предупредить влияние других вредных впечатлений, овладевающих юною душею на целую жизнь, и дать ей с самых первых минут жизни благочестивое направление.

— Душе, говорили учители церкви родителям, душе, с первых лет получающей впечатления слова Божия, трудно забыть страх Божий. Нежный возраст легко принимает и, как печать на воске, напечатлевает в душе то, что слышит. Преимущественно с этого времени жизнь детей наклоняется к добру или ко злу. Если, начиная от самых дверей жизни, отводят их от зла и наводят на путь правый, то добро обращается у них в господствующее свойство и природу. Потому им не так легко перейти на сторону зла, когда сама привычка будет влечь их к добру.

Молитвами святой мученицы Софии, дивно-прекрасной воспитательницы для царствия Божия своих трех дочерей: Веры, Надежды и Любви, да пробудит Господь и в наших душах желание и ревность следовать благочестивым правилам христианского воспитания, которое приносило такие дивные плоды.

Продолжение следует.

 

ПРАВИЛА ХРИСТИАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ

ПРАВИЛА ХРИСТИАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ. ПРОДОЛЖЕНИЕ

О ДЕВСТВЕ И ЦЕЛОМУДРИИ

О ДЕВСТВЕ И ЦЕЛОМУДРИИ. ПРОДОЛЖЕНИЕ

О ДЕВСТВЕ И ЦЕЛОМУДРИИ. ПРОДОЛЖЕНИЕ

РОЖДЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ ДЕВЫ

МОЛИТВЫ БОГОРОДИЦЕ

 

01 октября 2018
Яндекс.Метрика
loading