Официальный сайт

ПРАВИЛА ВЕЛИКОГО ПОСТА. ЧЕТЫРЕ ВИДА МОЛИТВ

Время Великого поста – это время усиленных молитв. Великие старцы оставили нам немало наставлений об этом важнейшем в нашей жизни деле. Авва Исаак Скитской говорит о четырех видах молитв.

Каждый из четырех видов молитвы может иногда делаться приношением тучным. Ибо известно, что и молитва, рождающаяся от сокрушения о грехах, и моление, проистекающее от верности приношений и точного исполнения обетов в чистой совести, и прошение, происходящее от пламенной любви, и благодарение, рождающееся от созерцания благодеяний, величия и милосердия Божия, весьма часто производит в нас горячайшие и пламенные молитвы.

Отсюда видно, что все вышеупомянутые четыре вида полезны и необходимы всякому человеку. Так что один и тот же человек, смотря по различию внутреннего своего расположения, может приносить иногда молитвы, иногда моления, иногда прошения, иногда – благодарения, чистые и горячайшие. Впрочем, первый вид – молитва, кажется, особенно приличен начинающим, которые, как жалом, уязвляются еще воспоминанием своих пороков.

Второй – моление тем, которых преуспевание в добродетелях поставило на некоторую высшую степень духовного совершенства.

Третий – прошения тем, которые, исполняя обеты свои на самом деле, принимают на себя ходатайство и за других по любви и снисхождению к их немощи.

Четвертый же – благодарение свойственен тем, которые, исторгнув из сердец своих колючки наказующей совести, спокойно и совершенно чистым умом созерцают милости и щедроты Господни. Те, что прежде оказаны им, или настоящие, или в будущей жизни уготованные. И через благодарение пламенеющим сердцем возбуждаются к горячайшей и устами человеческими невыразимой молитве.

Случается, впрочем, что ум, достигший такого совершенства чистоты и начавший уже утверждаться в нем, вдруг объемлет все эти виды молитв и, обтекая их, наподобие некоего непостижимо быстрого пламени, проливает перед Богом неизъяснимые, чистейшей силы исполненные моления, которые Сам Дух, без нашего ведения, возносит к Богу в воздыханиях неизреченных (Рим 8, 26). В сию минуту человек воодушевляется такими чувствами и столь непостижимо изливается в молитве, что в другое время он не только не может пересказать этого, но даже и возобновить в своей памяти.

А из этого видно, что в какой бы мере возраста кто ни находился, может иногда воссылать чистые и усердные молитвы. Ибо и тот, кто стоит на первой и низшей ступени, возмущаясь помыслом о грядущем суде, страшась испытания и ужасаясь наказания, и тот приходит иногда в такое сокрушение, что является готовым утучнить (Пс. 62.6) молитвенную жертву свою. Не менее чем и тот, кто наслаждается неизреченным весельем и радостью при созерцании чистым сердцем Божеских благодеяний. Ибо он, зная, что ему много прощено, начинает, по слову Господа, много любить (Лк. 7.47).

 

О МОЛИТВЕ

ВРЕМЯ МОЛИТВЫ

МОЛИТВА ЗА РОДНЫХ И БЛИЗКИХ В ТАИНСТВЕННОМ ПОТУСТОРОННЕМ МИРЕ

СВЕТ И ТЬМА В ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА

ИСПОЛНЕНИЕ ЖЕЛАНИЙ

17 марта 2018
Яндекс.Метрика
loading