Официальный сайт

ПОЗНАТЬ СЕБЯ

На стене храма Аполлона в Дельфах, где пророчествовала Пифия, было сделано несколько надписей. Одна из таких надписей гласила:

— Познай самого себя.

В диалоге «Протагор» Платон утверждал, что собрались некогда древние мудрецы: Фалес, Питтак, Биант, Солон, Клеобул, Мисон, Хилон и преподнесли эту фразу потомкам — как начало мудрости.

Особое значение фразе — Познай самого себя — придавал Сократ. В диалоге Аристотеля «О философии» сообщалось, что эта надпись, прочитанная в дельфийском храме, послужила толчком к философским занятиям Сократа.

Смысл фразы оставался загадочным и вызывал множество толкований. В диалоге Платона «Хармид» афинянин Критий высказал мысль, что фраза — Познай самого себя, обращённая богом к посетителям храма, должна заменять собой обычное приветствие – Здравствуй!

Бог, предположил Критий, таким образом, считает самопознание более важной вещью, чем здоровье человека.

Особое значение мысли, что каждый должен, прежде всего, познать себя, придавалось в православной психологии с самых ранних авторов.

Антоний Великий писал:

— Тот человек, который понял свою внутреннюю разумную сущность, тот истинно приготовил себя к свободе. Благодаря пришествию Христа.

Ибо тот, кто познал себя, тот и понял пути и средства, которыми Творец исцеляет Свои создания.

Дорогие о Господе друзья мои! Я прошу вас во имя Господа нашего Иисуса Христа, чтобы Бог даровал вам дух рассуждения. И вы бы поняли, что любовь моя к вам не плотская, а духовная.

Что же касается ваших земных имен — плотских, то нет и надобности писать, что они преходящие. Но если человек познал свое истинное Имя, то он познал тогда саму истину — ее Имя.

Так, пока Иаков всю ночь боролся с Ангелом, его имя было Иаков. Но когда пришло утро, он был назван Израилем, что означает — Ум узревший Бога (Быт. 32.24-30).

Я думаю вам известно, что враги добродетели ведут и вели извечную борьбу против Истины. И по этой причине Бог не раз посещал Свои создания. Но уже с самого начала были приготовлены те, в сердцах которых были написаны законы Его завета. И этим внутренним законом они были научены как праведно славить своего Создателя.

Однако, с распространением немощей, ростом господства плоти над духом, как и ростом злых привычек и житейских забот, закон, вложенный в сердце, ослабел. Так же как и ощущения души. И люди совершенно потеряли чувство и сознание, какими им следовало быть согласно замыслу их Творца. А именно, что их бессмертная сущность не может быть уничтожена со смертью и исчезновением тела. Но и также понять, что освободиться от греха своими собственными усилиями и праведностью нельзя.

По этой причине Бог дал людям Свои законы. Чтобы научить их как надо им славить Бога-Отца.

Вы должны знать и видеть, мои возлюбленные, что повсюду, где нет мира и гармонии, люди воюют между собой.

И когда Создатель увидел, что раны их настолько увеличились, что требуют уже вмешательства особого врача, то Господь наш Иисус Христос послал им Своих предтеч.

Мы не сомневаясь можем сказать, что Моисей, давший писанный закон, был одним из предтеч. И что тот же Самый Дух, Который посетил Моисея, присутствовал и во многих святых, и все они молились Единосущному Сыну Божию.

Иоанн Креститель был также одним из Его предтеч. И Царство Небесное силой берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11.12).

И все они, исполненные Духа Святого, поняли, что никто между созданиями не в силах излечить эти тяжкие раны.

Никто, кроме Того, Кто обладает полнотой благодати Божией. То есть никто, кроме Единосущного Сына, Которого Он и послал, чтобы спасти мир.

Ибо Он – единственный и великий Врач, только и может исцелить эти страшные неизлечимые раны.

И взмолились они тогда ко Господу, к Его милосердию, чтобы Он не пощадил для спасения Своих созданий Своего Единосущного, но предал Его за всех нас, за наши немощи (Рим. 8.32).

И Он смирил Себя, и Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши. И ранами Его мы исцелились (Флп. 2.8; Ис. 53.5).

И словом Своим, исполненным власти, Он созвал нас со всех концов земли и вознес сердца наши от земли к небесам. Научив их познанию того, что мы все члены один другого в одной Церкви.

И мы должны, поняв все это, не переставать обращаться ко Христу и просить о наших духовных, душевных и телесных нуждах.

Ибо пришествие Христа помогает нам утвердиться в добре и пребывать в нем до тех пор, пока мы не искореним все наши пороки.

А тогда Господь скажет нам:

— Я уже не называю вас рабами, но друзьями (Ин. 15.15). Вот поэтому, когда апостолы удостоились получить Духа Святого — Духа Усыновления, тогда Дух Святой научил их, как следует истинно славить Бога Отца.

14 мая 2017
Яндекс.Метрика
loading