Официальный сайт

ПОХВАЛА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ

В дни после праздника Благовещения мы продолжаем славить Богородицу. Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим. Чем же заслужила вечную нашу благодарность Дева Мария?

Известный византийский богослов исихаст святой праведный Николай Кавасила, живший в XIV веке, в слове на Благовещение находит необычные и важные слова для объяснения.

— Дева Мария Сама принесла и осуществила в Себе то, что привлекло Творца на землю и подвигло созидающую руку. Что же это было?

Жизнь пренепорочная. Образ жизни всесвятой. Отвержение всякого зла. Упражнение во всякой добродетели. Душа, чистейшая света. Тело, во всем духовное, сиятельнейшее солнца, чистейшее неба, святейшее херувимских престолов. Полет ума, не побеждаемый никакой высотой, так что и ангельские крылья остаются ниже.

Божественная любовь, поправшая собою все страстное начало в душе. Отдание Себя Богу. Общение с Богом, не допускающее никакого помышления о тварном.

Wladymyrskaya1аУкрасив всем названным и тело, и душу, Она обратила к Себе взор Божий. Своей красотой Она явила прекрасным и общее человеческое естество, так что Тот, Кто по причине греха оказался во вражде с людьми, по причине Девы стал человеком.

Средостение вражды, о котором говорит апостол Павел (Еф.2.14) и преграда оказалась для Нее ничем. Все отделявшее род человеческий от Бога в том, что касается Ее, было упразднено. Так что еще перед всеобщим примирением Она одна заключила с Богом мир, не имея никакой нужды в заключении мира для Себя Самой. Но для других людей Она стала причиной великих благ. Прежде Ходатая Она явилась Ходатаицей за нас пред Богом — если употребить речение Павла (Рим.8.34). Не руки воздымая к Нему за людей, но Жизнь предлагая вместо моления.

И добродетель одной души оказалась достаточной, чтобы препобедить злобу всех от века живших людей.

Как ковчег, который спас человека при общем для всей обитаемой вселенной кораблекрушении, и сам не явился жертвой общих несчастий, и для рода человеческого сохранил средства спасения, так произошло и со Святой Девой. Она сохраняла Свой разум столь целомудренным, как будто никакой грех не был испытан людьми, но все пребыли, в чем и были должны, ветхое свое сохраняя обиталище.

Blagoveshenie4Пресвятая Дева и представления не имела о разлитой, если так можно сказать, повсюду греховности. Все охватившее наводнение злобы и небо затворило, и ад отверзло, и людей вовлекло в войну с Богом, и изгнало с земли Благого, и поставило на Его место лукавого. Но против Блаженной Девы оказалось совершенно бессильным. Хотя зло правило всей вселенной и все привело в смешение, потрясло и разрушило, однако перед одним разумом и одной душой потерпело поражение. И не только перед Ней. Но, благодаря Ей, и перед всем человеческим родом отступило.

Прежде чем настал тот день, в который Богу подобало, склонив Небеса, снизойти к нам, Дева послужила общему спасению. С самого рождения Она строила жилище для Могущего спасти человеческий род и созидала дом Божий прекрасным, таким, который мог бы оказаться достойным Его. И Царь ни в чем не нашел заслуживающим порицания свой царским дворец.

Bogorodica1Впрочем, Она не только предоставила жилище, достойное царственного величия, но и приготовила для Него из Самой Себя багряницу, пояс и, как говорит Давид, величие, силу и самое царство (Пс.96.6; 92:1).

Подобным образом некий преславный град, выделяющийся величиной, красотой, благородством и численностью жителей, богатством и всякой силой, может не только предложить царю кров и гостеприимство, но и становится для него державой, украшением, крепостью и ополчением. И тем самым необоримой силой и злом для врагов. А для своих спасением и множество всяческих благ.

Самым же великим и чудесным является то, что Дева, не будучи предуведомлена и ничего не зная о Таинстве заранее, оказалась столь готовой и достойной, что Бога, пришедшего внезапно, Она приняла, как тому подобало — спокойной и бодрствующей душой.

 

10 апреля 2016
Яндекс.Метрика
loading