Официальный сайт

ПОКРОВ БОЖИЕЙ МАТЕРИ. ФЕОФАН ЗАТВОРНИК

По­кров Бо­жи­ей Ма­те­ри озна­ча­ет, что ми­лос­ти Ее к нам всег­да го­то­вы. Ког­да и как удоб­нее встре­чать их?

Празд­ну­ем По­кров Пре­свя­той Вла­ды­чи­цы на­шей Бо­го­ро­ди­цы — об­щей всех хрис­ти­ан Ма­те­ри. Уте­ши­тель­ное празд­нест­во!

Оно да­ет уве­ре­ние, что по­мощь и за­ступ­ле­ние Ма­те­ри Бо­жи­ей всег­да го­то­вы и так близ­ки ко всем нам, как, на­при­мер, кров до­ма, или еще бли­же, как бла­го­де­тель­ная ру­ка, ка­са­ю­ща­я­ся гла­вы на­шей.

Весь мир хрис­ти­ан­ский дейст­ви­тель­но и ис­пы­ты­ва­ет над со­бою сей омо­фор ми­лос­ти Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, и бла­го­дар­но ра­ду­ет­ся, и в бла­го­на­де­жии тор­жест­ву­ет.

pokrov

Не раз ис­пы­та­ла сей По­кров и на­ша стра­на, как сви­де­тельст­ву­ют и чу­до­твор­ные ико­ны — Вла­ди­мир­ская, Бо­го­люб­ская, Му­ром­ская, Шуй­ская. Бла­го­да­ре­ние Гос­по­ду и Пре­бла­го­с­ло­вен­ной Ма­те­ри Его!

Уте­ши­тель­но ис­по­ве­дать быв­шие опы­ты Не­бес­но­го По­кро­ва. Они рож­да­ют ве­ру, что сей По­кров пре­бы­ва­ет и мо­жет пре­бы­вать над на­ми до скон­ча­ния ве­ка.

Судь­бы Бо­жии, по ко­то­рым Он то со­кра­ща­ет, то прост­ран­нее отвер­за­ет над на­ми бла­го­де­ю­щую дес­ни­цу Свою, не­ис­по­ве­ди­мы для нас. Но не­со­мнен­но, что не­за­слу­жен­но Он не на­ка­зы­ва­ет и от тех, кои не про­гнев­ля­ют Его, не отвра­ща­ет ли­ца Сво­е­го.

vladimirskaya_ikona

Та­ков же за­кон и По­кро­ва Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы! Сей По­кров уже прос­терт над на­ми. Не от­кло­ним его, и он пре­бу­дет на нас.

Неж­ная мать бе­реж­но пе­ле­на­ет ди­тя свое, и ему теп­ло и по­кой­но, по­ка не раз­бро­са­ет оно по­кро­вов сво­их. Так и с на­ми. Бе­реж­но хра­нит нас За­ступ­ни­ца на­ша.

Не бу­дем са­ми по­ры­вать­ся из-под По­кро­вов Ее на­шею не­бреж­ностью и своен­ра­ви­ем. И на­всег­да пре­бу­дут на нас Ее за­ступ­ле­ние и ми­лость. Спро­си­те, что же имен­но для это­го на­до де­лать? Отве­чу:

— Пре­бы­вай­те там, где Ма­терь Бо­жия обыч­но яв­ля­ет ми­лость Свою, по­кры­вая там всех, Она и вас при­кро­ет.

vlahernskij_hram

Ви­ди­те, где бы­ло пер­вое все­на­род­ное яв­ле­ние По­кро­ва Ее? В хра­ме, во вре­мя все­нощ­но­го бде­ния.

Спе­ши­те и вы в храм Бо­жий на бла­го­го­вей­ную мо­лит­ву вся­кий раз, как име­е­те воз­мож­ность, а па­че в вос­крес­ные и празд­нич­ные дни.

Все хра­мы об­хо­дит Вла­ды­чи­ца на­ша и вся­ко­му да­ет по­треб­ное, по ме­ре тру­да его и усер­дия в мо­лит­ве.

Не за­бу­дет Она ни од­ной ду­ши, бо­лез­нен­но во­пи­ю­щей к ней, и во вре­мя бла­го­по­треб­ное явит ми­лость Свою.

Так — в хра­мах Бо­жи­их од­на часть омо­фора Ма­те­ри Бо­жи­ей: не укло­няй­тесь от хра­мов — и бу­де­те под по­кро­вом Ее.

vseh_skorbyashhih_radost

Ви­де­ли вы изо­бра­же­ние Ма­те­ри Бо­жи­ей Всех скор­бя­щих? Ма­терь Бо­жия сто­ит на воз­ду­хе.

От Нее рас­сы­ла­ют­ся Ан­ге­лы ко всем скор­бя­щим с бла­го­по­треб­ною по­мощью. Или от Нее ис­хо­дят лу­чи и уда­ря­ют на тре­бу­ю­щих по­мо­щи Ее. Про­свет­ляя ду­ши их уте­ше­ни­ем и вра­че­ва­ни­ем их бо­лез­ней ду­шев­ных и те­лес­ных!

Спе­ши­те к этим скор­бя­щим и вы — и луч ми­лос­ти Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, осе­няя тех, осе­нит и вас, или за ва­шу ми­лос­ти­вость он еще внут­рен­не кос­нет­ся вас.

Так — над скор­бя­щи­ми вся­ко­го ро­да дру­гая часть омо­фора Вла­ды­чи­цы: по­ча­ще вра­щай­тесь сре­ди них с по­силь­ною по­мощью — и вся­ко при­вле­че­те и на се­бя омо­фор ми­лос­ти Ее.

vzyskanie_pogibshih

Есть ска­за­ние, что один рев­ни­тель спа­се­ния, прос­тец не­книж­ный, ру­ко­во­дим был в по­дви­гах сво­их и тру­дах ико­ною Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы.

Вся­кий ве­чер при­па­дая в мо­лит­ве пред ико­ною Ее, он в ли­ке Ее чи­тал одоб­ре­ние или укор се­бе за де­ла дня.

Ког­да Она гроз­но смот­ре­ла на не­го или отвра­ща­лась от не­го, он за­клю­чал из то­го, что, вид­но, сде­лал что дур­ное. Пе­ре­смат­ри­вал все де­ла, мыс­ли и чувст­ва дня, на­хо­дил не­ис­прав­ное, ка­ял­ся,— и был одоб­ря­ем ми­лос­ти­вым взо­ром от ли­ка Ма­те­ри Бо­жи­ей.

Это зна­чит, что по­дви­ги спа­се­ния, рав­но как и все по­движ­ни­ки, на­хо­дят­ся под са­мым вни­ма­тель­ным над­зо­ром Вла­ды­чи­цы Бо­го­ро­ди­цы. Хо­чешь удос­то­ить­ся сей ми­лос­ти — не не­ра­ди, под­ви­зай­ся в хрис­ти­ан­ских тру­дах о спа­се­нии — и вер­но удос­то­ишь­ся ее.

Так, над рев­ни­те­ля­ми о спа­се­нии — по­движ­ни­ка­ми третья часть омо­фора Ма­те­ри Бо­жи­ей: пре­бы­вай в по­дви­гах — и бу­дешь под омо­фором ми­лос­ти Ее!

bogoyavlenskij_sobor

Итак, хра­мы Бо­жии, ме­с­та нужд и скор­бей, и по­при­ща по­дви­гов и тру­дов — вот где всег­да при­су­ща Ма­терь Бо­жия! Усер­дие к мо­лит­ве, де­ла ми­лос­ти и бла­го­тво­ре­ния и по­движ­ни­чес­кие тру­ды о спа­се­нии — вот чем при­вле­ка­ет­ся и удер­жи­ва­ет­ся по­кров Ее.

И ска­жу вам, кро­ме это­го, дру­го­го ни­че­го и ука­зать не­льзя, ибо эти­ми тре­мя все об­ни­ма­ет­ся. Мо­лит­ва об­ни­ма­ет от­но­ше­ния на­ши к Бо­гу, де­ла ми­лос­ти и бла­го­тво­ре­ния — на­ши от­но­ше­ния к ближ­ним, а тру­ды по­движ­ни­чест­ва — на­ши от­но­ше­ния к се­бе са­мим.

Но си­ми тре­мя от­но­ше­ни­я­ми впол­не опре­де­ля­ет­ся весь строй на­шей жиз­ни, и ког­да они в долж­ном по­ряд­ке, то и в нас все в долж­ном по­ряд­ке, и тог­да мы са­ми из се­бя со­став­ля­ем креп­кий со­суд, в ко­то­рый бла­го­на­деж­но вла­га­ют­ся не­бес­ные щед­ро­ты. По­рев­ну­ем же явить се­бя ис­прав­ны­ми во всех сих трех ви­дах ис­прав­нос­ти — и Ма­терь Бо­жия, Ма­терь со­вер­шен­но­го в Гос­по­де че­ло­ве­чест­ва, вос­при­и­мет и нас в сродст­во Свое, и о нас по­пе­чет­ся, как о при­сных Сво­их, зря в нас сле­ды Сво­е­го ма­те­ринст­ва Бо­гоб­ла­го­дат­но­го.

sporuchnica_greshnyh

При­пом­ни­те На­гор­ную бе­се­ду Спа­си­те­ля, в ко­то­рой Он учил, ка­ко­вы долж­ны быть по­сле­до­ва­те­ли Его. Изъ­яс­нив хрис­ти­ан­ские сер­деч­ные рас­по­ло­же­ния, Он ука­зы­ва­ет по­том свойст­вен­ные хрис­ти­а­нам ви­ди­мые для всех де­ла их и тру­ды, имен­но: мо­лит­ву, ми­ло­с­ты­ню и по­ст, пос­том озна­чая пост­ни­чес­кую жизнь, об­ни­ма­ю­щую все тру­ды по­движ­ни­чест­ва хрис­ти­ан­ско­го.

Так и по за­по­ве­ди Спа­си­те­ля эти три — суть ви­ды, спо­со­бы и ору­дия хрис­ти­ан­ско­го жи­тия. Вся­кий хрис­ти­а­нин, рев­ну­ю­щий быть ис­прав­ным, не­пре­мен­но хо­дит в них.

И чем кто опыт­нее и при­выч­нее к ним, тем он бли­же к со­вер­шенст­ву хрис­ти­ан­ско­му, тем бли­же он к не­бу, и не­бо бли­же к не­му. И во все вре­ме­на, чем силь­ны бы­ва­ли и бы­ва­ют хрис­ти­а­не? И чем страш­ны они ми­ру и кня­зю его? — Мо­лит­вою, ми­ло­с­ты­нею и пос­том.

nechayannaya_radost

В наш век дух ми­ра си­лит­ся взять пре­об­ла­да­ние над Ду­хом Хрис­то­вым. Но смот­ри­те, чем он хо­чет до­стиг­нуть се­го? Го­не­ний не воз­дви­га­ет, а что де­ла­ет? — Хо­чет от­бить у нас ору­дия во­инст­во­ва­ния на­ше­го — мо­лит­ву, по­ст и ми­ло­с­ты­ню.

И вот вы и в пе­ча­ти, и в ре­чах, и в шут­ку, и серь­ез­но, всю­ду у ми­ро­люб­цев встре­ти­те не­лег­кие на­пад­ки, то на чи­ны цер­ков­ные и мо­лит­во­ва­ния вся­ко­го ро­да, то на бед­ных и ми­ло­с­ты­ню по­да­я­ния, то на по­ст и вся­кое по­движ­ни­чест­во, и стро­гость к се­бе.

Зна­ет хит­рый, что если он успе­ет от­бить нас от сих ору­дий жи­тия хрис­ти­ан­ско­го, то по­бе­да и без осо­бой уси­лен­ной бра­ни бу­дет на его сто­ро­не. Ибо без сих ору­дий мы, как во­ин без­оруж­ный и раз­де­тый, па­да­ем и по­па­да­ем в плен. Да от­ступ­ле­ние от них и са­мо есть уже па­де­ние и плен.

Так, братья, не де­ти бы­вай­те умом, но про­ра­зу­ме­вай­те раз­ру­ши­тель­ные для нас коз­ни вра­га и стой­те в сво­ем чи­не.

vseh_skorbyashhihjradostpg

Не мо­гу удер­жать­ся, чтоб не на­пом­нить вам о сем и не предо­сте­речь вас. Ны­не вон как по­шло. Лю­бовь ис­ся­ка­ет; те­лу да­ет­ся вся­кая по­блаж­ка в от­но­ше­нии к пи­ще и всем по­хо­тям; усер­дие к хра­мам Бо­жи­им и мо­лит­ве в них хладе­ет и все как-то идет не как сле­ду­ет.

Счаст­ли­вы, и знать не хо­тят хрис­ти­ан­ских по­ряд­ков. Бог ми­лос­тив, тер­пит; но тер­пе­нию бы­ва­ет и ко­нец. Гос­подь не хо­чет нас ка­рать; но как мы не ис­прав­ны, хо­чет, чтоб мы при­шли в ра­зум и ис­пра­ви­лись, и как бы го­во­рит нам: смот­ри­те, ис­правь­тесь, вос­при­и­ми­те бла­го­чес­ти­вую, пра­во­слав­но-хрис­ти­ан­скую жизнь, дви­жу­щу­ю­ся в мо­лит­вах, пос­тах, по­дви­гах и вся­ко­го ро­да бла­го­тво­ре­ни­ях.

Не ис­пра­вим­ся — кто зна­ет, что по­ро­дит на­хо­дя­щее ле­то? А ведь все от Бо­га. Од­но ма­но­ве­ние пер­ста Его — и раз­ле­тят­ся все ту­чи. Но за­то Он же по­двиг­нет — и со­бе­рут­ся пол­чи­ща для от­мще­ния не­прав­дам на­шим. На всем све­те од­но пра­во­слав­ное цар­ст­во. Оно — сла­ва Хрис­то­ва!

Но и имя Хрис­то­во, па­че всех дру­гих на­ро­дов, ху­лит­ся на­ми, если мы не­ис­прав­ны. По­че­му и гнев Бо­жий на нас силь­нее, и ми­лость прост­ран­нее, чем на дру­гих. Ибо Он хо­чет, что­бы мы яви­ли сла­ву Его в се­бе; что­бы весь свет ви­дел — вот что есть пра­во­слав­ное цар­ст­во!

pokrov_bogorodicy_nad_rossiej

Дру­гих не­ис­прав­ных еще оста­вит Гос­подь в по­кое не­чест­во­вать, да вос­при­и­мут бла­гое в жи­во­те сем, а нас не оста­вит в по­кое, по­ка не ис­пра­вим­ся, ибо лю­бит нас.

Про­ра­зу­ме­ем же, бра­тия, бла­гое на­ме­ре­ние Бо­жие о нас и по­рев­ну­ем пре­быть во всем вер­ны­ми Ему, — и ми­лость Его встре­тим всег­да, и бла­го­дать об­ря­щем во бла­гов­ре­мен­ную по­мощь.

feofan_zatvornik

Это к сло­ву при­шлось мне ска­зать, но не не­кста­ти и не да­ле­ко от уро­ка празд­нич­но­го. Ибо если о хрис­ти­ан­ских по­ряд­ках и жиз­ни хрис­ти­ан­ской бу­дем не­ра­деть, не­че­го нам ждать и по­кро­ва Ма­те­ри Бо­жи­ей.

Она — неж­ней­шая Мать на­ша, но не по­блаж­ли­вая. Го­то­ва из­лить ми­лость, но не без вся­ко­го раз­бо­ра. Если бу­дем ей по серд­цу — вся­чес­ки ущед­рит нас.

Но мы не бу­дем по серд­цу Ей, если не по­рев­ну­ем хо­дить в де­лах, Ей угод­ных, или по тем же пу­тям, по ко­им Она Са­ма всег­да хо­дит, со Сво­им По­кро­вом и за­ступ­ле­ни­ем. Не бу­дем же схо­дить с сих пу­тей и всег­да бу­дем под по­кро­вом Ее. Аминь.

Здесь вы мо­же­те услы­шать ред­кую за­пись тро­па­ря Бо­го­лю­би­вой ико­не Бо­жи­ей Ма­те­ри, сде­лан­ную в 1990 го­ду к 1000-ле­тию кре­ще­ния Вла­ди­ми­ро-Суз­даль­ской зем­ли. Ис­пол­ня­ет ар­хи­ерей­ский хор и хор ду­хо­венст­ва Свя­то-Успен­ско­го Ка­фед­раль­но­го Со­бо­ра г. Вла­ди­ми­ра. Ре­гент Ва­лен­ти­на Дья­чен­ко

13 октября 2014

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика
loading