Официальный сайт

ПИСЬМО ЛЮТЕРАНИНУ

23 октября мы празднуем память старца иеросхимонаха Амвросия Оптинского. Известно его письмо, написанное им при жизни Оптинского старца иеросхимонаха Макария (Иванова), и конечно, с его благословения.

Послание это обращено к лютеранину. В нем, в частности говорилось:

— Что значат прибавленные Господом в Евангелии слова о Церкви: и врата адовы не одолеют ее? Богодухновенные толкователи Божественного Писания объясняют, что Господь наш, как Бог, знал, что в последующие времена люди, гордые и высокоумные, не захотят повиноваться Божественному учению единой истинной Церкви, Самим Господом основанной.

А по своим хотениям и мудрованиям человеческим будут изобретать разные мнимые пути благоугождения Богу. Верный же путь спасения, в единой истинной Церкви, будут хулить, и даже восставать на самую Церковь, хотя и безуспешно.

Потому Господь и прибавил: врата адовы не одолеют ее. То есть люди заблуждающиеся, высокоумные хулители истинной Церкви, которые находятся под влиянием темных сил. И, по всей справедливости, суть врата адовы. Потому что ложным и гибельным учением своим прельщают неопытных и низводят их во дно адово.

Хотя многим покажется слово сие жестоко, особенно иноверцам, старающимся жить благочестиво, но пусть сами они внимательно рассмотрят слово апостола Иуды. Он всех отделившихся от единости веры и Церкви называет чуждыми духа истины и духа Божия как написано в его писании:

— В последнее время появятся ругатели, поступающие по своим нечестивым похотям. Это люди, отделяющие себя от единства веры, душевные, не имеющие духа. (Иуд.1. 18-19). Люди плотские, или душевные, но никак не духовные.

И святой апостол Иоанн Богослов, в числе трех почитаемый столпом первенствующей Церкви Христовой, пишет об отделившихся от Церкви, что они чужды того, чему учили самовидцы и служители Слова. Чужды участия апостолов, как читается в его Послании:

— Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами. Но они вышли, и через тó открылось, что не все наши. (1Ин. 2.19).

Читая свидетельства о различии учения Православной Церкви от прочих вероисповеданий, я пожелал, оставив другие, разузнать, сколько смогу, на чем основывают свое вероучение лютеране. Из разных источников мне удалось узнать следующее:

Лютеранское вероисповедание получило свое начало от Лютера, бывшего священника Римской Церкви. Мне тут же представилось преимущество Православной Церкви, основанной под непосредственным влиянием Самого Господа Иисуса двенадцатью Его избранными учениками и апостолами и семьюдесятью меньшими, и учениками апостолов: Дионисием Ареопагитом, дивным Иерофеем, Игнатием Богоносцем и прочими.

Также пришло мне на мысль, что христианское учение Православной Церкви насаждено со многими трудностями и всякими скорбями, и запечатлено кровью бесчисленных мучеников.

Лютер же основал свое учение за царским столом, при многом ласкательстве вельмож и народов, угнетаемых папскими злоупотреблениями. Теми, которые готовы были принять всякое учение, лишь бы только избавиться от неистовой папской власти.

Лютеранское вероучение существует только 300 лет (в октябре 2017 года уже 500), и уже успело разделиться на семьдесят с лишком разномыслящих сект и обществ. Из которых каждая партия считает свое вероучение правым.

Меня поразило и удивило несказанно то, как умные из лютеран, при таких неблагоприятных последствиях и при таком разделении и разномыслии, не примечают неосновательности и явного противоречия в лютеранском учении.

Не очевидна ли после сего истина вероучения Православной Церкви,  которая проповедана и насаждена разными апостолами в разных странах.

Среди различных народов, которые имели неодинаковое наречие, разные нравы и обычаи и руководились различными законами? Но, несмотря на все это, Православная Церковь какое вероучение содержала в первенствующие времена христианства, то же содержит неизменным и неповрежденным от нововведений в продолжение 20 столетий.

Хотя были времена, в которые Православная Церковь сильно была возмущаема, по ухищрению злоначальника диавола, различными еретиками.

Но православные пастыри, собираясь со всей вселенной, общим советом, при содействии Святаго Духа, очищали христианскую истину. И ограждали Церковь Православную правилами, переданными от апостолов и святых отцов, согласно со Священным Писанием.

Можно признать, что учение протестантов произошло по нужде, вследствие злоупотреблений и насилий папской власти. Но если бы Лютер и Кальвин искали истины и славы Божией, а не своей славы, чтобы прославить имена свои в потомстве, как преобразователей Церкви, то, при заблуждении и уклонении частной Римской Церкви в нововведения, могли обратиться к Соборной Восточной Православной Церкви.

К Церкви, которая среди различных скорбей, как лилия в тернии, процветала благочестием и сияла истиною вероучения. И таким образом числом последователей своих умножили бы число сынов единой истинной Церкви Христовой. И избавили бы их от того разделения и разномыслия, в каком бедствуют они душевно в настоящее время, влачась ветрами различного суемудрия человеческого.

Но высокоумие и славолюбие приводили ли когда-либо кого к истине? Их плод: суемудрие и ложь, и обольщение себя и других.

 

22 октября 2017
Яндекс.Метрика
loading