Официальный сайт

ПЕРВОВЕРХОВНЫЕ ПЕТР И ПАВЕЛ

12 июля мы празднуем память первоверховных апостолов Петра и Павла. Архимандрит Кирилл (Павлов) духовник Троице-Сергиевой Лавры напоминает нам о трудах и скорбях, которые понесли они в деле распространения учения Иисуса Христа.

— Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их (Пс. 18. 5), — так воспевает царь и пророк Давид, пророчески восхваляя святых апостолов, которым суждено было потрудиться над распространением евангельской проповеди по вселенной.

Дорогие братия и сестры, сегодня Церковь Христова облеклась в праздничные одежды, духовно прославляя двух великих апостолов — Петра и Павла. Все апостолы трудились над устроением Христовой Церкви. Но чествуемые ныне святые апостолы Петр и Павел потрудились больше всех. И за свою пламенную ревность и горячую любовь к Господу Иисусу Христу и ближним названы первоверховными, как достойные всякой похвалы.

Вся Церковь Христова благодарна им за те труды, болезни, скорби, гонения, бедствия, какие претерпели они, распространяя веру Христову и обращая людей от тьмы язычества к свету Христова учения.

Святой апостол Петр, назывался он также Кифой или Симоном, происходил из небольшого городка Вифсаиды и был рыбаком. После призвания своего он следовал за Господом неотступно. И за свою любовь к Спасителю удостоился стать избранным учеником Его вместе с Иаковом и Иоанном Богословом. Именно им троим, довелось быть свидетелями многих тайн судеб Божественных.

Верным Господу святой апостол Петр оставался до конца своей жизни. Правда, в стесненных обстоятельствах Апостол по малодушию отрекся от Господа во дворе первосвященника. Но это свое отречение он омыл горячими слезами покаяния. И после Воскресения Христова, по троекратном вопрошании его Господом: любишь ли Меня? — был восстановлен в апостольском звании и служении (Ин. 21. 15).

KamoПервоначально апостол Петр проповедовал Евангелие преимущественно среди иудеев в Иерусалиме. Затем он проповедовал в Самарии, Сирии, Асии, Вифинии, Понте, Галатии и, наконец, пришел в Рим, где и был заключен в темницу.

Свою преданность и верность Господу он запечатлел мученической кончиной. Апостол Петр был распят на кресте вниз головой в 67 году от Рождества Христова.

Церковное предание гласит, что, когда император Нерон воздвиг гонение на христиан в Риме, римские христиане просили апостола Петра укрыться и выйти из города.

Когда же апостол, преклонившись на их просьбы, пошел, то, подойдя уже к окраине города, увидел грядущего ему навстречу Спасителя. И в трепете вопросил Его:

— Куда Ты, Господи, идешь? Камо Грядеши? Господь же отвечал ему:

— Иду, чтобы вторично быть распятым. Из этих слов Господа святой апостол Петр уразумел, что наступил для него час прославить Господа своей смертью. Он вернулся в город и был осужден императором Нероном на распятие. Считая себя недостойным принять такую же смерть, как Господь, апостол Петр просил, чтобы его распяли вниз головою, что и было исполнено. 29 июня (12 июля) он вместе с чествуемым ныне же святым апостолом Павлом был предан мученической смерти.

PrizvanieАпостол Павел, называвшийся прежде Савлом, происходил н из Киликийского города Тарса. И до обращения своего был яростным гонителем христиан. Так что сам отыскивал и предавал их на мучения. Но однажды, когда он направлялся в Дамаск, чтобы и там преследовать христиан, на пути осиял его небесный свет и был к нему голос:

— Савл, Савл! Что ты гонишь Меня?

— Кто Ты, Господи? — спросил он.

— Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна.

— Господи! что повелишь мне делать? — спросил он снова.

И Господь сказал ему:

— Иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать (Деян. 9. 4-6).

Prizvanie5От озарения небесным светом Савл лишился зрения. По прибытии же своем в город, после крещения от ученика Христова Анании, он тотчас прозрел. И так из гонителя обратился в ревностного проповедника христианской веры.

С этого времени святой апостол Павел избирается Господом для проповеди евангельской истины среди языческого мира. Он проповедует Евангелие в Малой Азии, в Греции, повсюду созидая Церкви Христовы.

Он прошел пешком почти всю вселенную, стараясь везде посеять слово благочестия и привести людей ко Христу. Он глубоко понимал, какое значение для спасения и жизни человека имеет проповедь Евангелия, и потому с пламенной ревностью и любовью трудился над благовестием Христовым. Встречая со стороны языческого мира яростное сопротивление. Перенесенным им скорбям и искушениям нет счета.

PobivanieВот как сам говорит он о себе в одном из посланий:

— Я гораздо более был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти. От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного. Три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской. Много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море. В опасностях между лжебратиями. В труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе. Кроме посторонних приключений, у меня ежедневно стечение людей, забота обо всех церквах. Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы и я не воспламенялся (2Кор. 11. 23-29)?

Таковы подвиги, такова любовь к Богу и к людям, которая была присуща святому апостолу Павлу. О любви его святитель Иоанн Златоуст говорит, что она была шире всякого моря и сильнее всякого огня. Святая душа апостола Павла обнимала всю вселенную и всех заключала в себе, родство по Богу считая выше всякого иного родства.

PiP12Святой апостол Павел всех любил так, как ни один самый нежный отец не любил своих детей. Несмотря на все опасности и лишения, святые апостолы Петр и Павел всегда утешались и радовались, ибо знали, что только многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие (Деян. 14 22).

И их подвиг благодушного перенесения скорбей должен послужить нам примером. Мы в большинстве своем, когда приходят к нам скорби, сокрушаемся, огорчаемся и унываем. Сколько тогда ропота вырывается из наших уст на Господа, сколько зависти, досады и гнева возникает тогда в сердце нашем! Но не такому перенесению скорбей учат Святые Отцы.

 

13 июля 2016
Яндекс.Метрика
loading