ОТ ШИРОКОЙ МАСЛЕНИЦЫ К ВЕЛИКОМУ ПОСТУ
Заканчивается Масленица и наступает Великий пост.
В церковном году существует четыре многодневных поста. Они приурочены к большим праздникам.
Пост Рождественский предваряет Рождество Христово. Великий Пост бывает перед Пасхой. Петров пост – перед днем первоверховных апостолов Петра и Павла (12 июля). Успенский перед великим праздником Успения Пресвятой Богородицы (29 августа).
Посты – время наиболее интенсивной духовной жизни и посильных подвигов. В пост христианин старается максимально отрешиться от повседневных хлопот и развлечений, направляя свой ум к Богу.
Благодаря сосредоточенности и, как иногда говорят, “внутри пребыванию”, человек начинает лучше видеть свои грехи. Он может распознать те страсти, которые в большей степени властвуют над его душой, и попытаться избавиться от них.
Пост – это время сугубого покаяния и борьбы за чистоту души. Особенно это относится к главному из постов – Великому Посту.
Во времена Ветхого Завета иудеи жертвовали десятую часть своих приобретений на нужды храма, т.е. Богу. Отношения человека и Бога тогда вообще строились на жертве. В Церкви же мы жертвуем Богу временем. Великий Пост – время, которое мы посвящаем Богу – составляет тоже примерно десятую часть года – сорок дней, почему он и называется Святой Четыредесятницей.
Срок поста отвечает и сроку пощения Спасителя в пустыне, о чем рассказывается в Евангелии.
В период Великого Поста в подвигах воздержания, молитвы и покаяния мы очищаем себя от грехов, совершенных в течение года. Но не надо думать, что Великий Пост – скучное и унылое время.
Принесение Богу угодной Ему жертвы привлекает благословение Божие на дела людские – это знали и древние народы. И аскетический подвиг христиан во время постов (особенно Великого Поста) привлекает в Церковь обильную благодать.
В одном из церковных песнопений Пост, поэтому называется “духовной весной”. Это удивительное время, когда скорбь о грехах в душе православного неприметно переходит в благодатную духовную радость.
Это скорбно-радостное, глубоко содержательное время подводит христианина к Празднику праздников – Христовой Пасхе.
Пасха – вся пасхальная седмица (неделя) – символически указывает на жизнь будущего века, когда придет в своей видимой силе Царство Божие. В Пасху православный христианин реально ощущает, видит духовным зрением свет этого невечернего дня.
Великий же Пост в этой пасхальной перспективе символизирует ночь нынешней жизни, земной отрезок жизненного пути христианина.
Великому Посту предшествуют три приготовительных недели. Первая называется “неделей мытаря и фарисея”. Во время воскресной литургии читается соответствующая евангельская притча, напоминающая христианам о том, что снискать милосердие Божие может только смиренная молитва, а не формальные добродетели.
Вторая неделя – это “неделя о блудном сыне”. В день чтения этого евангельского рассказа мы проникаемся сознанием того, что находимся на чужбине, а милосердный Отец – Бог – призывает нас вернуться в родной дом. Постоянно в течение этих замечательных служб звучит призыв Церкви к покаянию.
Третья приготовительная неделя – “сыропустная” или “масленица”. На протяжении ее вкушают сыр, масло, яйца – мясо тогда уже исключается.
Последнее воскресенье перед Постом – Прощеное воскресенье. Есть обычай просить в этот день друг у друга прощения грехов и в меру сил мириться с врагами. Ибо в Пост надо вступить в мирном расположении души.
Великий Пост относится к постам строгим, когда пища дозволяется только растительного происхождения. Богослужения в это время также меняются. Церковь стремится расположить души верующих к покаянию.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.