Официальный сайт

О СКОРБЯХ

24 октября мы празднуем память преподобных старцев Оптинских. Все они претерпели в этой жизни немало скорбей и оставили мудрые советы, как относиться к одолевающим нас горестям.

Преподобный Никон Оптинский (1888-1931) так писал об этом вопросе:

— Необходимо всем приготовиться к скорбям. Без признания достойным себя скорбей за свое падение нельзя познать Спасителя.

Важен Евангельский пример двух разбойников, из которых один признал себя достойным страдания. От предания себя воле Божией в сердце человека является духовная сила веры и духовное утешение.

Бесскорбная жизнь – признак неблаговоления Божия к человеку. Не следует завидовать живущим бесскорбно, ибо конец их бесскорбия плачевен. Искушения и скорби обнаруживают состояние души человека. Выражаясь языком современным, они являются как бы каким экзаменом.

Скорби предохраняют от превозношения. Необходимо предание себя Богу: Его воле о нас, Церкви с ее учениями и Таинствами, евангельскому учению. Самовольно вдаваться в скорби есть дерзость, гордыня, безумие. Принимай то, что посылает Бог. Плод скорбей – в очищении души и ее духовном состоянии. Его надо хранить.

В наших скорбях люди лишь орудия, а власти над нами не имеют. Итак, потерпим все!

Старец Александр Гефсиманский сказал:

— Сколько душа может вместить в перенесении скорбей, столько вмещает и благодати Божией.

Оставив несбыточные мечты о непосильных подвигах и возвышенных образах жития, начнем во смирении с терпения скорбей. Когда уготовятся души наши, аще будет воля Божия на то, дано будет нам и высшее.

Неизбежно признание суда Божия о нас праведным, ибо все мы погрешили. Пусть совесть каждого из нас подтвердит нам, что грехи наши велики. Сами мы виноваты. Надо смириться и благодарить Бога за все.

Истинные рабы Божии скроют себя. Если иноки последних времен не будут иметь монашеского делания, то в чем же они должны устоять при наплыве скорбей, чтобы улучшить преславное и вожделенное спасение?

Чтобы непогрешительно ожидать спасения себе от терпения скорбей, надо решить и уяснить себе этот вопрос.

Его и решает епископ Игнатий (Брянчанинов):

— Надо устоять в вере православной. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил (2Тим. 4.7).

Это и есть непременное условие для получения венца небесного и исполнения евангельских заповедей, не отрекаясь и монашеского подвига.

Читая жития святых и писания святых отцов, мы ясно видим, что их делание настолько возвышенно, что для нас грешных, слабых, оно непостижимо, и даже иногда кажется невероятным нашему маловерию.

Мы должны веровать, что подвиг этот, это дивное иноческое делание существовало некогда. Мы должны благоговеть перед ним и признать смиренно, что мы отнюдь не имеем этого монашеского делания.

Не говоря уже о сокровенном душевном делании, непостижимом для нас. О великих молитвенных делах и других.

Мы не видим ныне ни столпников, ни безмолвников, ни послушников, ни всецелого отречения от мира. Ни истинного покаяния, ни смирения, ни любви истинной, ни исполнения прочих добродетелей. Все ослабело, оскудело. Смиренно признавая, что всего этого делания в нас нет, мы все же должны посильно себя понуждать на все эти делания в доступной для нашей немощи мере. Мы должны себя понуждать на всякую добродетель. Бороться со всяким видом греха, не отдаваясь ему добровольно ни внешне, ни внутренне, хотя бы за эту борьбу со грехом и пришлось потерпеть скорби.

Мы должны остаться, хотя недостойными, слабыми, но все-таки чадами, отдаленными потомками великих святых подвижников, носящими в душах и сердцах благоговение и преклонение пред их великим подвигом, как неким идеалом, хотя и непостижимым для нас, но влекущим нас к себе.

Если в борьбе с грехом и соблазном мы не сдадимся, то есть не бросим посильного подвига, посильного подражания примеру святых Божиих, не откажемся от него, то мы устоим, по слову древнего старца Аввы Исхирона.

 

 

24 октября 2017
Яндекс.Метрика
loading