Официальный сайт

О ДНЯХ ТВОРЕНИЯ

Сейчас уже мало кто помнит, что в России было время, когда новый год начинался 1 сентября – 14 сентября по нынешнему календарю. Во времена Ивана III в 1492 году — в 7000 году от сотворения мира — начало года было по примеру Византии, где считалось начало творения мира в сентябре — перенесено на 1 сентября.

Действовавшее в России летоисчисление от сотворения мира заменил на летоисчисление от Рождества Христова Пётр I с 1 января 1700 года.

Когда люди говорят о сотворении мира в библейском повествовании, то обычно находят несоответствие с современными представлениями. При этом как бы забывают о времени написания, о том языке и задачах, которые стояли перед боговдохновенным автором Писания.

moiseyЕсли бы Моисей жил в наши дни, то, наверняка, писал бы совсем иным языком, пользовался бы иными понятиями, чтобы передать то, что было открыто ему Богом. Он излагал книгу Бытия языком кочевого народа, когда понятия людей были бедны и ограничены. Кроме того, религиозный язык семитского Востока был полон символов и образов. Вполне возможно, что Моисей не принимал упоминаемые им дни творения за астрономические 24 часа.

Да и вообще вопрос о дне и ночи в современном понимании не мог возникнуть до четвертого дня, до того, как Бог сказал:

— Да будут светила на тверди небесной для освещения земли и для отделения дня от ночи. Светило большее для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью (Быт. 1, 14.16).

tayna_tvoreniya_2Здесь очень ясно говорится о том, что в каком-то смысле день и ночь существовали еще до того, как были сотворены светила. Употребление слова день при описании первых трех дней, а также слов вечер и утро, является для нас только условной формой изложения, о чем ясно говорит Иоанн Златоуст в толковании на книгу Бытия:

— Для чего сказано, что было утро и был вечер, — чтобы ты знал, что не мгновенно все появилось, а что было начало, середина и конец этого периода.

И Василий Великий в удивительной книге о творении — в «Шестодневе» пишет: —  Если ты скажешь день или век, то выразишь одно и то же понятие.

Теперь понятно, что никогда святые отцы Церкви не понимали дней творения в буквальном смысле. Только детям, не достигшим определенного развития, еще не разъяснялось, что здесь речь идет о длительных космических периодах. Но уже в дореволюционных гимназиях давалось объяснение этого в учебниках Закона Божия.

kosmogoniya7Вообще, проблема космогонии – творения и устройства мира очень сложна. И если бы Моисей писал, скажем, современным языком, в научных терминах, например, Канто-Лапласовской системы, то наши предки, пожалуй, в течение трех тысяч лет не были бы в состоянии ничего понять.

Но пророк Моисей  хотел показать, что нынешние законы природы появились не в самом начале существования Вселенной. А спустя много времени после возникновения на Земле богатейшего растительного царства — третьего дня творения. Вот почему устройство небесных светил он относит к четвертому дню творения.

Моисей подчеркивает, что это было сделано для освещения Земли. И вот тогда, в каменноугольный период, небо впервые очистилось от густых водяных паров, и солнечные лучи проникли на землю.

 

Из книги «Тайна Православия».

16 сентября 2016
Яндекс.Метрика
loading