Официальный сайт

О ДЕВСТВЕ И ЦЕЛОМУДРИИ. ПРОДОЛЖЕНИЕ

Девство, как подвиг, как добродетель, как цвет чистоты, как плод целомудрия, как путь совершенства, является тогда, — говорит Святитель Филарет, — когда человек, уже в возрасте. По обыкновенному ходу телесной природы, более или менее располагающему к супружеству, не предаваясь влечению природы, не увлекаясь обычаем, примерами, приятностями и нуждами общежития, решается не приобщаться браку, а соблюсти девство навсегда.

Но, как и подвизающийся не будет увенчан, если незаконно будет подвизаться (2Тим. 2.5): то решающийся на подвиг девства должен знать, всегда помнить и соблюдать главный закон этого подвига. Он состоит в том, чтобы подвиг девства предпринимаем и проходим был для Бога.

— Царствия ради небесного, — говорит Сам Верховный Законоположник девства Иисус Христос (Мф. 19.12). И апостол говорит: Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу. Незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом (1Кор. 7.32,34).

Угождение Богу, и для этого освящение духа и тела есть цель подвизающихся в девстве. Кто стремится на поприще девственной жизни не к этой цели, тот не к венцу бежит. Для того девственник и устраняется от супружества, чтобы особенная склонность к существу земному не задерживала, или не искривила его стремления к Богу. По этому стремлению всею силой ума и любви к Господу, и по направлению всей деятельности к благоугождению Ему, девствующая душа и называется невестою Небесного Жениха.

Из этого главного закона девства не трудно понять, что телесное удаление от всего, принадлежащаго браку, не есть совершенное девство, а только низшая степень его. Ибо стремление и приближение к Богу, как Существу духовному, может и должно совершаться собственно в духе. Девство же тела отъемлет только препятствия стремлению духовному, и пресекает стремления противоположные. Отсюда происходят различные подробные правила девства.

Господь сказал: Всякий, кто воззрит на женщину, чтобы вожделеть ее, уже любодействовал с нею в сердце своем (Мф.5:28). Поэтому, как есть любодеяние сердца: так должна быть и противоположная сему пороку добродетель – девство сердца. Подвизающийся в сей добродетели должен сохранять сердце свое чистым от всякаго плотского вожделения. От всяких помыслов, противных целомудрию. Невольные приражения нечистых помыслов без укоснения отражать. Для этого следить осторожно над движениями своих помышлений и желаний. Занимать и ограждать ум и сердце свое: то упражнением в Слове Божием, то внимательной, внутренней молитвой.

Поскольку Господь показал, что любодеянию сердца бывает служителем око: то в противоположность сему и око надлежит обучать, чтобы оно служило девству. Отвращать взоры от всякаго соблазнительного предмета. А на представляющиеся неизбежно, взирать без страсти, без помысла, видя не видеть. И, как можно скорее, пресекать опасное видение.

И сие-то есть, умерщвлять чувство зрения, по завещанию Господнему:

— Аще око твое десное соблазняет тебя, изми его, и верзи от себя (Мф. 5.29). Отсюда покрывало на очах, пустынножительство, затворничество.

Но если для охранения девства от соблазна и нечистоты нужно умерщвлять чувство зрения: то, по сравнению, можно понять и убедиться, что подобным образом нужно умерщвлять и прочие чувства. Так: слух – от слышания нескромных и соблазнительных речей. Вкус, обоняние, осязание – от соответствующих им ощущений, склоняющих к неге и роскоши. Отсюда упражнение в молчании, пост, сухоядение, простота и суровость в одежде, одре, жилище, порабощение и умерщвление тела трудом, молитвенными бдениями, коленопреклонениями.

Чтобы сократить изображение девства одной чертой, привожу прекрасное и многознаменательное изречение святого Иоанна Златоуста:

— Корень и плод девства есть жизнь распятая (О девстве. 79).

Но не много ли уже беседую я о предмете, о котором многие из слышащих могут подумать, что это не до них касается?

В самом деле, Господь Сам предварил нас, что не все способны девствовать: — Не все вмещают слова эти, но имже дано есть (Мф.19:11). Он Сам призывал к подвигу девства не всех. Но только тех, которые способны, которым дано сие дарование: способный вместить, да вместит (Мф. 19.12).

И поскольку девство не для всех, то вы можете даже спросить: для чего ко всем о нем беседуем? Принимаю сей вопрос. Он приведет меня к цели и к концу моего слова. Ко всем говорим о девстве, потому что между всеми находятся те, «имже дано есть» сие; и слово ищет между всеми тех, которых Бог призывает слышать и творить оное, и которых человек часто не знает.

Ко всем говорим о девстве: чтоб и брачные знали, что есть состояние выше брака. Чтобы смиренно мыслили о браке. И чтобы, уважая девство, хотя в других, и смиренно мысля о браке, приобретали браку благословение, близкое к благословению девства.

Ко всем говорим об истинном девстве, чтобы, зная оное, остерегались ложных путей нерадивых дев, которыя, с невозженными светильниками ума, без сердечного елея, скитаются вдали от чертога. И, вместо небесной любви к небесному Жениху, питают в себе только вражду против благословенного брака. Ибо еще с Апостольских времен: Дух явственно глаголет, яко в последние времена, отступят некие от веры, внимая духам льстивым и учениям бесовским, в лицемерии лжецов, сожженных своею совестью, возбраняющих жениться (1Тим. 4.1–3).

Наконец, ко всем говорим о девстве: чтобы и брачные и безбрачные, от высокой красоты девства, от среднего благообразия честного и непорочного брака, осторожным и заботливым оком различали неблагообразие того состояния, которое ни златого таланта девства, ни серебряного таланта брака не возделывает верно, по воле Господа всех талантов и даров.

Девство и брак не для всех: но целомудрие для всех.

— Явилась бо благодать Божия спасительная всем человеком, да отвергшеся нечестия и мирских похотей, целомудренно праведно и благочестно поживем в нынешнем веке.

Что значит целомудренно? Или в чистоте девства, или в честности брака. В том и другом случае, с отвержением мирских похотей. И в особенности плотских похотей, которые воюют на душу (1Пет. 2.11).

Только так живущие в нынешнем веке, могут ожидать блаженного упования в будущем (Тит. 2.13). Аминь.

 

 

 

12 декабря 2017
Яндекс.Метрика
loading