Официальный сайт

НОВЫЙ ГОД

Вот и еще один год отошел в вечность, и мы – на пороге Нового года. Что несет нам с собою этот Новый Год? Архиепископ Аверкий (Таушев) в своем новогоднем обращении к пастве в 1957 году говорил о том, что не утратило своей актуальности и в нынешнем — 2017.

— При наступлении Нового Года у нас, русских людей, издавна было принято поздравлять друг друга словами: С Новым Годом, с Новым счастьем! Но заслуживаем ли мы этого «нового счастья?»

Зададим себе этот вопрос, в частности, мы, православные русские люди, заслуживаем ли мы великого счастья — увидеть нашу несчастную Родину освобожденной и возрожденной к новой жизни?

Велики сейчас надежды на это у многих, в связи с событиями последнего времени, с целым рядом фактов, как будто бы дающих некоторые основания для таких радужных надежд.

Не дано нам, однако, знать времена или сроки, которые Отец наш Небесный положил в Своей власти (Деян. 1.7).

Но одно для нас должно быть совершенно ясно. Если мы желаем, друг другу на Новый Год «нового счастья», то должны помнить и то, как совершенно справедливо гласит старая русская поговорка, что «каждый человек – сам кузнец своего счастья». И, следовательно, это «новое счастье» зависит от нас самих. От нас, православных русских людей, зависит и освобождение, и возрождение к новой жизни нашей несчастной исстрадавшейся Родины.

Как, – спорят некоторые, – а разве не от воли Божией? Да! конечно, – от воли Божией.

Но поскольку Господь наделил нас еще при сотворении великим Богоподобным даром свободной воли, сама воля Божия, в Своих определениях о человеке, всегда сообразуется с тем направлением, какое даем мы нашей свободной воле – добрым или злым, и, в зависимости от этого, устраиваем нашу жизненную судьбу – награждает нас или карает, милует или бичует, посылает радость или скорбь, живит или умерщвляет.

А потому будущее наше – «новое счастье» или, не дай Бог, может быть, и «новое горе», или «новые беды», могущие постигнуть нас в наступающем Новом году, зависят, прежде всего, от нас самих. От того направления, какое мы сами дадим нашей свободной воле.

И – прежде всего – от самого нашего отношения к наступлению Нового Года. Что такое «Новый Год» и что, собственно, он для нас знаменует? Разве не то же ли самое будет в нем и впредь чередование дней и ночей, месяцев и времен года, как это было и прежде, до сих пор?

Что было, то и будет, – говорит премудрый Екклесиаст. И что делалось, то и будет делаться, – И НЕТ НИЧЕГО НОВОГО ПОД СОЛНЦЕМ. Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, все суета и томление духа (1, 9–14).

И этот «Новый Год» будет для нас таким же старым, как и все прежде прожитые нами годы, если мы сами не захотим обновиться – стать в этом году новыми, по сравнению с тем, какими мы были в прошлые годы. А для этого что нужно?

Нужно, прежде всего, ясно осознать, что означает для нас наступление «Нового Года». Встречая Новый Год, мы должны, первым долгом, подумать о том, что вот еще один год нашей жизни канул в вечность. Еще на один год сократилась наша жизнь, еще на один год стали мы ближе к могиле – к общему для всех нас, смертных людей, неизбежному концу.

И все ближе и ближе становится к нам тот час, когда мы должны будем, хотим того или не хотим, предстать перед нелицеприятным Судиею для того, чтобы дать отчет в том, как провели мы всю эту быстротекущую земную жизнь. Чем дальше живем мы, тем быстрее летит время, и мелькает год за годом, пока не наступит, наконец, тот страшный последний час бытия Вселенной, когда и самого «времени больше не будет» (Откр. 10. 6). И все мы постоянно должны готовить себя, как к исходу из этой земной жизни, так и к этому последнему страшному часу, согласно повелению Господню:

— Будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий   (Мф. 24. 44). Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий (Мф. 25.13).

Вот с такими именно мыслями и чувствами и должны мы, православные христиане, встречать наступление Нового Года. Так ли его действительно встречают у нас? Собираемся ли все мы в полунощный час наступления Нового Года в наши храмы? Или отдаемся ли, по крайней мере, у себя дома (если нет возможности встретить Новый Год в храме) горячей молитве в этот час о том, чтобы Господь простил нам «бесчисленные беззакония и лукавые наши деяния, в мимошедшем лете зле нами содеянные?

Чтобы «отвратил от нас весь гнев Свой, праведно на ны, грех ради наших движимый», чтобы «отогнал от нас вся душетленныя страсти и растленные обычаи» и «страх Свой Божественный всадил в сердца наша ко исполнению заповедей Его». Чтобы «обновил дух правый во утробах наших и укрепил нас в православной вере» и «соделал способными к доброделанию и исполнению всех заповедей Его». Чтобы «избавил Церковь Свою Святую, страждущее Отечество наше и всех нас от всякия скорби, беды, гнева и нужды, и от всех врагов видимых и невидимых» и «оградил» бы нас вообще от всякого зла «Ангел Своих ополчением», даровав нам «лето благоприятное», «времена мирная» и «безгрешную жизнь» со «здравием и довольством».

С таким ли молитвенным обращением к Богу, в руках Которого наше будущее и наше «новое счастье», с такими ли мыслями и чувствами о внутреннем духовном обновлении встречаем мы наступление Нового Года?

Пусть ответит на это совесть каждого из нас. Но одно лишь можно сказать наверное. Не увеселениями и банкетами, хотя бы и с широковещательными и высокопатриотическими речами, можем мы добиться «нового счастья» в наступающем Новом году и привлечь милость Божию к нашему страждущему Отечеству.

Но только слезной покаянной молитвой и всецелым устремлением и обращением к Богу. Не странно ли – забывать Бога, проводить свою жизнь, не считаясь с Его святыми заповедями, пренебрегать молитвою, попирать уставы Святой Церкви, мыслить и жить по-язычески – и в то же время питать необоснованные надежды на какое-то лучшее будущее для себя и нашей Родины. Которая именно и стала жертвою богоотступничества сбившихся с правого церковного пути несчастных обезумевших русских людей?

Не развлекаться нужно нам, если мы желаем себе «нового счастья» и искренно скорбим о бедствии, постигшем нашу Родину, и жаждем ее спасения.

Надо перестать, по словам нашего великого праведника приснопамятного отца Иоанна Кронштадтского, – перестать быть рабами чрева, театра, карт, цирка, рабами различного кутежа — банкетов, табачного зелья, рабами серебра и золота и затейливых мод.

Да звучат громко в наших ушах, побуждая нас к духовному обновлению в наступающем году, пламенные призывы того же нашего прославленного пастыря:

— Нужно нравственное очищение, всенародное глубокое покаяние, перемена нравов языческих на христианские. Омоемся слезами покаяния, очистимся, примиримся с Богом, и Он примирится с нами!

В добрый час! С Новым Годом, с новым счастьем!

 

 

 

 

30 декабря 2017
Яндекс.Метрика
loading