Официальный сайт

НЕДЕЛИ ВЕЛИКОГО ПОСТА

В Великом Посту шесть недель составляют собственно Пост, седьмая же неделя – Страстная – в силу рода ее богослужебных черт и особых по важности вспоминаемых тогда событий, стоит особо. Последовательностью великопостных недель Церковь мудро подводит христианина ко дню пасхального торжества.

Первая неделя Великого Поста отличается особой строгостью. Богослужение в эти дни также имеет характерные черты. В первые четыре дня седмицы – с понедельника по четверг – за службой, называемой Великое повечерие, читается канон, написанный знаменитым гимнографом – святым Андреем Критским. Это – длинный гимнографический текст, содержание которого – покаяние человека.

izgnanie_iz_raya

На протяжении этого чудного гимна вспоминается множество персонажей священной истории, начиная с Адама и Евы, именно с точки зрения их греха и покаяния. Словно все человечество – совокупный человек – взывает к Богу:

– Помилуй мя (т.е. меня), Боже, помилуй мя! К этой покаянной мольбе мысленно присоединяет свой голос каждый православный христианин. Канон построен в форме диалога ума с душой – жанр, характерный для церковной словесности, точнее, как призыв ума к душе покаяться.

feodor_tiron3

В пятницу первой великопостной недели совершается память святого великомученика Феодора Тирона. В этот день освящается коливо –  отваренная пшеница с медом.

Это делается в воспоминание чуда: святой Феодор был сожжен в 306 году. А в 362 году явился во сне антиохийскому епископу Евдоксию и сообщил ему, что нечестивый император Юлиан Отступник окропил кровью жертвенных животных все съестные припасы города.

Епископ повелел христианам ничего не покупать съестного, а питаться коливом. Так святой Феодор помог христианам сохранить Пост.

А в первое воскресенье Поста совершают чин Торжества Православия. Этот чин был установлен в 842 году в честь восстановления почитания святых икон.

preobrazhenie

Во второе воскресенье Церковь вспоминает святого XIV века Григория Паламу. Он учил, что через подвиг поста и молитвы христианин восходит к созерцанию нетварного Света, каким просиял Христос на Фаворе во время Его Преображения.

В третье воскресенье за Всенощной выносится Святой Крест и кладется на аналой посередине храма – для поклонения ему на протяжении всей следующей недели.

krestopoklonnaya3

Эта четвертая седмица называется, поэтому крестопоклонной. Христианин свой личный крест – скорби и тяготы собственной жизни – понимает в качестве образа Креста Христова. Страдая, верующий чувствует особую близость Господа и Его помощь. Сознание этого укрепляет человека, находящегося как раз посередине великопостного пути.

lestvica

В четвертое воскресенье вспоминается святой Иоанн Лествичник, автор аскетической книги “Лествица”, в которой описан порядок добродетелей, приводящих к Богу.

В четверг на пятой седмице – служба, называемая Стояние святой Марии Египетской. Во время ее читается житие этой великой святой, из пучины зла восшедшей на вершину святости. И вторично за время поста – канон святого Андрея Критского.

В субботу той же недели праздник Похвалы Пресвятой Богородицы с чтением акафиста Ей.

В пятое воскресенье – память Преподобной Марии Египетской. А в субботу шестой недели вспоминается воскрешение Иисусом Христом Лазаря, о чем повествует евангелист Иоанн.

vhod_v_ierusalim3

На следующий день – двунадесятый праздник Входа Господня в Иерусалим на добровольные страдания. В России день этот именуют Вербным воскресеньем. Верующие на Всенощной стоят с вербами в руках.

Вечером же, в это – шестое воскресенье Поста, начинаются службы Страстной седмицы.

 

 

06 апреля 2015

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика
loading