Официальный сайт

ЛЮТЕР

31 октября 1517 года, ровно 500 лет тому назад, в канун дня Всех Святых в истории западной церкви произошло решающее событие. Доктор теологии местного университета Мартин Лютер прибил к церковным дверям Виттенбергского собора свои 95 тезисов. Общий смысл их выражен в главном:

— Вечному осуждению подвергаются те, кто учит, и те, кто верит, будто бы Отпущением грехов люди спасаются.

Так было положено начало Реформации и отпадению от католической церкви значительной части христиан Европы. А потом и других стран мира.

Кем же был человек, совершивший грандиозную революцию, которая положила начало религиозных войн? В 2003 году американская студия MGM при финансовой поддержке Thrivent Financial for Lutherans – фактически по их заказу – сняла художественный фильм «Лютер». Режиссером выступил Эрик Тиль, а в главной роли снялся известный британский актер Джозеф Файнс.

Для знаменитого актера Питера Устинова из рода Устиновых-Бенуа роль Фридриха III в этой ленте стала последней в кино.

В картине тщательно отражена жизнь и деятельность самого знаменитого реформатора римской церкви Мартина Лютера в первую половину его жизни.

Начинается повествование с того момента, когда бедный сын крестьян оказался застигнутым ужасной грозой на сельской дороге. В страхе он дает обет стать монахом.

Спустя некоторое время мы видим его уже членом ордена бенедиктинцев, с выбритой тонзурой на макушке. Его постоянно одолевает диавол. А духовник Иоганн Штаупиц вместо помощи в духовной борьбе решает направить Лютера с письмами в Рим

В Риме вместо святости Мартин видит центр алчности, наживы и разврата. В результате он выбрасывает купленную им за грехи родственников индульгенцию.

По возвращении из Рима Штаупиц направляет Лютера на учёбу в Виттенберг. Там он учится и преподает в Университете.

В соборе Лютер читает проповеди. В них юный проповедник подчеркивает, что Бог — не источник страха, но источник любви.

Когда местный юноша из страха совершает самоубийство, Лютер сам хоронит его рядом с храмом, убеждая не осуждать его. Мартин заботится о нищенке и её больной дочери.

Когда папа посылает монаха-доминиканца продавать индульгенции, чтобы поправить финансовое положение Ватикана, он возмущен. Увидев индульгенции у своих прихожан, Лютер отнимает отпущение грехов у бедной нищенки, вызвав в ней немалое смущение.

Именно тогда он прибивает к дверям церкви свои тезисы и требует публичной дискуссии.

Рим попытался отлучить Лютера от Церкви, но за него вступились местные князья. Лютер прячется в замке и в течение 12 лет переводит Библию на немецкий язык.

Реформы Лютера вызвали массовые волнения. В их результате погибло более ста тысяч ни в чем не повинных людей. Убийства и грабежи были повсюду.

Громили и грабили церкви и монастыри.

Выбрасывали мощи святых и били священные изображения. Убивали священников и монахов. Издевались над монахинями.

Лютер пришел в ужас от содеянного. Но вскоре успокоился. Снял с себя сан и монашество и женился на изгнанной монахине. О том, что у них было шесть детей, фильм уже не рассказывает.  В финальной сцене Лютер проповедует детям в летнем лесу.

На этом фоне идут титры, что Лютер трудился ещё 16 лет. Он явился основателем современного немецкого языка и учения, которому сейчас следуют сотни миллионов людей.

Несмотря на лаконизм изложения, фильм стоит посмотреть, чтобы оценить исторический фон, на котором происходила Реформация.

Что же стало с учением Лютера и его последователей? В конце 153З года дух Томаса Мюнцера — Бич гнева Божия, ожил в Мюнстере, где подняли мятеж анабаптисты — второкрещенцы. Было объявлено, что Христос возвращается на землю, чтобы установить царство справедливости.

Лидер восставших Иоанн Лейденский объявил себя мессией и царем Нового Израиля.

Мюнстер переименовали в Новый Иерусалим. Переименовали все улицы, дни недели. Население обязано было принять новое крещение.

Сопротивлявшихся убивали. Горожане стали называть друг друга «братья» и «сестры». Всё имущество и съестные припасы были обобщены, деньги отменены. Все книги, кроме Ветхого Завета, были сожжены перед кафедральным собором. После краткого периода аскетизма установилась полигамия, многоженство. Город выдерживал внешнюю осаду почти полтора года, живя по законам «военного коммунизма». Это был настоящий Апокалипсис.

Изменение отношения самого Лютера к первоначальным идеям связано с теми переменами, которые произошли с ним в последний период его жизни, когда он пересмотрел многое. Крестьянская война его «сломала».

В одном из писем есть признание:

— Я доныне думал, что можно управлять людьми по Евангелию. Но теперь я понял, что люди презирают Евангелие. Чтобы ими управлять, нужен государственный закон, меч и насилие.

В обмен на заповеди блаженства и царства Господа внутри человека реформатор внушал последователям безусловную покорность государю, существующим законам, соблюдение порядка. Позиция Лютера однозначна: народ нужно держать в узде. Со времен Лютера послушание властям стало национальной добродетелью. Дух Реформации радикально повлиял на образ жизни и образ мысли большинства немцев. Никто не может сравниться с Лютером по степени воздействия на их чувства и сознание.

Ни одна личность не оставила в Германии столь глубокого следа, как Лютер. С течением времени это влияние еще больше возрастало. Томас Манн считает, что немецкая интеллигенция вплоть до первой мировой войны воспитывалась на Лютере. Как у всякой медали, и у этой оказалось две стороны. Один человек оставил на века свою печать на народе, но какой это был человек! За все приходится платить. И немцы заплатили, но от Лютера не отреклись.

Как пишет, живущая в Германии, современный филолог Грета Ионикс:

— Лютер дал своему народу главное — язык. Он дал его вместе с Библией, над переводом которой работал долгих двенадцать лет. В крепости Вартбург, в комнате, где Лютер приступил к этому неподъёмному труду, еще сегодня показывают на стене пятно. Говорят, что во время работы явился дьявол, и Лютер запустил в него чернильницей. Скорее всего, ему и впрямь привиделся нечистый, мучил, искушал, соблазнял. Лютер верил в нечистую силу, боялся её, как большинство нижнесаксонских крестьян. Они за свою веру стояли насмерть и готовы были других жечь. Сжёг же Кальвин за расхождения в трактовке христианских таинств учёного реформатора Сервета. Непреклонность и упорство — характерные черты этих людей.

Лютер — фигура сложная, неоднозначная. Это отмечал Генрих Гейне, пытаясь определить значение Лютера для немцев, для истории.

— Лютер не только самая значительная, но и самая немецкая фигура в истории Германии. В его натуре грандиозно сочетались все добродетели и все недостатки немцев. Он обладал качествами, сочетание которых крайне редко и которые обыкновенно представляются нам враждебно противоположными.

Он был одновременно мечтательным мистиком и человеком практического действия. У его мыслей были не только крылья, но и руки. Он говорил и действовал. Это был не только язык, но и меч своего времени. Это был одновременно и холодный, схоластический буквоед и восторженный, упоённый Божеством пророк.

Этот человек, который мог ругаться, как торговка рыбой, бывал и мягким, как нежная девушка. Временами он неистовствовал, как буря, вырывающая с корнем дубы, потом вновь становился кротким.

Он был исполнен трепетнейшего страха Божьего, полон самопожертвования во славу Святого Духа. Он способен был погрузиться в область чистой духовности. И, однако, он очень хорошо знал прелести жизни мирской и умел их ценить. Не случайно помнят его характерное изречение:

— Кто к вину, женщинам и песням не тянется, на всю жизнь дураком останется.

В нём было, как пишут исследователи, нечто первозданное, непостижимое, чудодейственное, что мы встречаем у древних вождей. Нечто наивно-ужасное, нечто нескладно-умное, нечто возвышенно-ограниченное, нечто неодолимо-демоническое.

 

Владимир Кремень

15 октября 2017
Яндекс.Метрика
loading