Официальный сайт

КРЕСТНЫЙ ПУТЬ ИГОРЯ ШАФАРЕВИЧА

19 февраля 2017 года ушел из жизни выдающийся ученый Игорь Ростиславович Шафаревич. Математик, доктор физико-математических наук, профессор, академик Российской Академии Наук. Игорь Шафаревич был одним из немногих талантливых людей, в ком сочетались способности математика и историка.

В своих исторических исследованиях он стремился выстроить систему, которая позволяет взглянуть на путь человечества, государства, народа в унифицированном виде. Взглянуть на события истории с неожиданного ракурса.

Большую известность ученому принесли его публицистические статьи и книги. Они вызвали у многих раздражение, потому что говорили о патриотизме не формально, а конкретно. С болью за русский народ.

В сборник «Из-под глыб» 1974 года, выпущенный YMKA-PRESS вошли три работы Шафаревича: «Социализм», «Обособление или сближение?» и «Есть ли у России будущее?» После издания сборника ученый выступил на пресс-конференции перед иностранными корреспондентами в Москве. В следующем 1975 году был уволен из Московского Государственного Университета. Так начался крестный путь Игоря Шафаревича, который продолжался до его смерти.

В начале статьи «Есть ли у России будущее?», которая венчала сборник «Из-под глыб», ученый задавал страшный, но неизбежный вопрос:

– КАКОВО БУДУЩЕЕ РОССИИ И НАШЕ МЕСТО В ЕЕ СУДЬБЕ? Как ни отпугивает он своей непосильностью и неразрешимостью, о нем нельзя не думать. От ответа на него зависят ответы на остальные вопросы жизни.

А думать страшно, потому что возникает сомнение, которое жутко и выговорить: ЖИВА ЛИ ЕЩЕ РОССИЯ?

Ведь жизнь и смерть народов не так резко разграничены, как у живых организмов. Историческое предназначение народа может быть исполнено, творящая душа может его уже покинуть, а тело его – государство – будет десятилетиями активно: казнить еретиков или покорять соседей.

Для великой страны ЖИТЬ – не означает лишь не распадаться на части и сводить концы с концами в своем хозяйстве. Она должна еще осознавать ту цель, ради которой существует, свою миссию в мире. Есть ли сейчас у России такая миссия?

И далее Шафаревич приводил слова апостола Павла из Первого послания Коринфянам:

– Ибо как смерть через человека, так через человека и воскресение.

В те годы даже цитировать Новый Завет было неимоверно опасно. А он еще и подвергал сомнению Великую Октябрьскую революцию, 100 лет которой исполняется в 2017 году.

– Октябрьскую революцию, говорил Игорь Шафаревич, делали люди, фанатически убежденные в том, что история управляема. Ход ее может изменить и маленькая группа людей, если только они знают, как взяться за дело. В этом смысле Октябрь определил характер нашего века.

Вера в то, что власть валяется под ногами, распространилась по всему миру. А люди, которые все это движение начали, проповедовали, что личность бессильна перед имманентными законами истории. Какое странное противоречие!

Если же судить не по словам, а по делам, то люди, готовившие и делавшие революцию, считали, что человеческая индивидуальность с такими ее проявлениями, как совесть, честь, любовь к другим людям и к родине, – это величайшая сила истории.

Сколько трудов было потрачено, чтобы парализовать эту силу: убедить, что нравственность, мораль, гуманность, патриотизм – смешные, ненаучные, устаревшие понятия. Что поведение человека определяется лишь выгодой, интересами той группы, класса или партии, к которой он принадлежит. Это была не только литературная деятельность: когда солдат – защитник Родины бежал с фронта и оборачивал штык против своего соседа-помещика – это служило той же цели.

Но зато как окупились эти труды! Вот где разгадка тайны иначе не объяснимой покорности: чтобы бороться за жизнь, страх не поможет, нужно, чтобы душа сохранила еще нравственные силы.

Кто днем на собрании голосовал за расстрел обвиняемых по процессу Промпартии, ночью будет ждать своего ареста. И результат был пропорционален степени вовлеченности души в это мировоззрение: крестьяне, хоть со сломленной волей, пытались бороться, восставали, а старые большевики шли в лагеря с пением революционных песен.

То, что люди в принципе могут влиять на ход истории, не значит, конечно, что и мы способны на это сейчас, в нашей стране. Каждый из нас является не только индивидуальностью, но и деталью грандиозного механизма, подчиняющегося своим собственным законам и предъявляющего к своим деталям требования, отнюдь не учитывающие их свободную волю и бессмертную душу.

Некогда И. В. Сталин ласково назвал всех нас “винтиками” и даже провозгласил тост за здоровье “винтиков”. Сохранились ли в душах винтиков силы, способные противостоять давлению механизма?

Я уверен, что эти силы есть, что каждый, кто хочет, способен уже сейчас сделать первые шаги к своему освобождению и что препятствия к этому не вне, а внутри нас – наши жизненные установки.

Представим себе, как это конкретно происходит, что нас опутывает несвобода. Сейчас только редким людям, да и то всего несколько раз в жизни, приходится принимать решения, за которые они могли бы поплатиться головой или свободой. Но на каждом шагу жизнь предлагает нам сделать выбор в небольшом вопросе: немного уступить силе, пригнуться или же устоять, слегка распрямиться.

Настойчиво приглашают вступить в партию – вступать ли? Принуждают быть агитатором – участвовать ли в обидном для взрослого человека времяпрепровождении: безвыборных выборах?

Родился ребенок – крестить ли его в Церкви? Дали прочитать интересную самиздатскую статью – перепечатать ли для себя экземпляр, давать ли читать другим? Зовут на собрание, где ни докладчик, ни один из слушателей не верит в то, что говорится, – идти ли?

Просят заступиться за жертву притеснений, – подписать ли письмо в ее защиту? Во всех этих случаях даже самое смелое решение не грозит сейчас ни тюрьмой, ни постоянной потерей работы. Угрожает только то, что отношение начальства будет похуже, не состоится очередное продвижение по службе, зарплата не увеличится, не будет нового телевизора, или лишней комнаты в квартире, или заграничной командировки.

Происходит обмен, в котором мы расплачиваемся кусочками своей души, необходимыми для ее здоровья и жизни. Исчезает чувство собственного достоинства, уверенность в своих силах. Появляется жесткое, недоброжелательное отношение к другим людям, лукавая психология раба.

И главное: жизнь теряет светлую окраску счастья, пропадает чувство ее высокого смысла. Расплата за это – бесплодность в искусстве и науке, жизнь, погубленная на многодневные бдения в погоне за никому не нужными вещами. И нигде, на всей планете, невиданный алкоголизм, губящий и это, а в его генах и будущие поколения.

Разве могли власти простить такие слова Шафаревичу. В одной из немногих заметок на смерть ученого и публициста говорится, что он прожил долгую и счастливую жизнь.

Долгую жизнь Игорь Шафаревич действительно прожил. Но, начиная с его ранней публицистики и до кончины ученого, всегда находились люди, которым его творчество не давало покоя. Одним его книги открывали глаза, другие старались, чтобы его имя даже не упоминалось.

Статья «Есть ли у России будущее?» заканчивалась удивительными словами:

– Одно из самых древних религиозных представлений заключается в том, что для приобретения сверхъестественных сил надо побывать в другом мире, пройти через смерть. Так объясняли происхождение предсказателей, пророков: Как труп в пустыне я лежал. И Бога глас ко мне воззвал…

Таково сейчас положение России: она прошла через смерть и может услышать голос Бога. Но Бог творит историю руками людей, и это мы, каждый из нас, может услышать Его голос.

А может, конечно, и не услышать. И остаться трупом в пустыне, которая покроет развалины России.

Отпевание Игоря Ростистиславовича Шафаревича, замечательного ученого и преданного сына России прошло в Сретенском монастыре более чем скромно. О его смерти и прощании не сообщали центральные телевизионные каналы и газеты. Это не удивительно.

Но стоит задуматься! В один день ушли из жизни значительные личности: архимандрит Кирилл (Павлов) и Игорь Шафаревич, которые с болью говорили о том, каково будущее России. И о нашем месте в этом будущем.

 

 

05 марта 2017
Яндекс.Метрика
loading