Официальный сайт

КРАТКОЕ БОГОСЛОВИЕ. В НАЧАЛЕ

Начало дает основание всякому действию, всякой мысли, всякому желанию, всякому чувству. Евангелист Иоанн Богослов начинает свое повествование словами о начале всего. Что означают таинственные слова любимого ученика Господа Иисуса Христа, объясняет великий богослов близкого к нам времени Святитель Феофан Затворник. И восклицает: Христос Воскресе!

— В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог (Ин.1.1).

В начале, — в каком начале? В начале всякого начала. Какое ни придумал бы ты начало, Слово уже было прежде этого начала. Потому и не трудись придумывать начало Слову.

Ostromirovo_EvangelieОно безначально. Как безначален Отец и Дух Святой. Нельзя говорить, что сначала был Отец, потом родился Сын и исшел Дух Святой. Но, как только есть Отец, есть и Сын, есть и Дух Святой.

Как Отец безначален, безначальны и Они с Отцом. Безначально и рождение и исхождение.

Сын безначально рождается. Дух Святой безначально исходит. Таков образ бытия Бога истинного, что в Нем безначально есть Отец нерожденный и неисходящий, Сын — рожденный и Дух Святой — исходящий.

Нерожденность, рожденность и исходность — личные свойства ипостасей Пресвятой Троицы выражают вечные, непостижимые отношения их между собою. Но не дают мысли, будто был момент, когда Сын и Дух Святой начали быть.

EvangelieПодумаешь, может быть, не отрицается ли этим самое рождение Сына и исхождение Духа Святого? Отрицается то и другое, если ты разумеешь под ними акты, имевшие начало. Если допустишь это, то должен будешь допустить вместе с тем, что Бог не безначально Таков, как есть — Отец, Сын и Дух Святой, — а вступил в полноту Своего бытия отдельными актами самораскрытия. А если это допустишь, то извратишь тем понятие о Боге. Бог раскрывающийся не есть Бог.

Истинный Бог безначально есть Троичен в Лицах, при Единстве естества, — Отец, Сын и Дух Святой неслиянно и нераздельно. Рождение и исхождение, конечно, только лучшие термины для выражения отношения Лиц Пресвятой Троицы на языке человеческом и для людей. Действительно, они лучше всяких других слов отвечают существу тех отношений, когда Дух Святой благоволил избрать их, а не другие. Но нельзя думать, чтобы они выражали их вполне, как они есть.

Тем более нельзя прилагать их к Божеству совершенно в том смысле, в каком они употребляются, при выражении тварных отношений. Мы не можем даже определенно сказать, как различается рождение Сына от исхождения Духа Святого.

Лучше всего, сознавая свое в этом отношении бессилие и неведение, всегда ограничиваться точным исповеданием преподанного нам словом Божиим и истолкованного Святой Церковью. Что рождение и нерождение есть только тончайшие различительные черты ипостасей в Единстве Божества. Настолько, однако же, сильные обозначения, что преграждают всякое покушение к слиянию этих ипостасей.

Так святой Иоанн словами: В начале было Слово — сказал, что Слово безначально. Собезначально же Отцу и Духу. Но чтобы, слыша о безначальности, ты не думал, что безначальный, стало быть сам по себе, особым существом сущий, — особый, отдельный от Бога Отца, Бог, и чтобы не впал, таким образом, в двоебожие, а если то же рассуждение приложить и к Духу Святому, — то в троебожие, — святой Иоанн прибавил: И Слово было у Бога.

Kratkoe_bogoslovieНе отдельно есть Сын, а есть у Бога. Как между людьми говорят: сын не особым домом живет, а живет у отца, и у них все общее; так и о Слове говорит Иоанн: Оно было у Отца, чтобы дать разуметь, что Они нераздельны и что у Них все общее. Общее не одно творение и мироправление, которые начали быть, а прежде начала всякой твари было все общее, — общее, то есть, и Божеское естество. Ибо, кроме Божества, тогда не было ничего.

Итак: Слово было у Бога — значит было в общении одного и того же Божеского естества с Отцом.

Ибо естество Божеское, говоря численно, едино есть, одно и то же и в Отце, и в Сыне, и в Духе Святом. Потому Они и единосущны. Словами: Слово было от Бога — то же сказано, что сказано ниже другими словами: Единородный Сын, в лоне Отчем (Ин. 1.18). Или что Сам Господь сказал: Я и Отец – одно (Ин. 10.30). И еще: Я в Отце и Отец во Мне (Ин. 14:10). Или что о Духе Святом наводит Апостол, что Он есть Дух, живущий в Боге и ведущий все Божие (1 Кор. 2.11).

Положением: Слово было у Бога — святой Иоанн утверждает нераздельность естества Сына с естеством Отца. А образом выражения наводит на неслиянность ипостасей, ибо, говоря: Слово было к Богу, — дает разуметь, что Оно относится к Отцу, как Лицо к Лицу. Что Оно есть Слово ипостасное, а не какая-либо сила или свойство Божества.

 

28 мая 2016
Яндекс.Метрика
loading