Официальный сайт

КОМУ МЫ СЛУЖИМ — БОГ ИЛИ МАМОНА

Нередко можно услышать, что не только миряне, но и священники, и даже монахи любят деньги. На это отвечают, ну что же, они тоже люди.

Господь в Нагорной проповеди коснулся этого вопроса, который волновал тогда общество, волнует и теперь.

Нельзя ли спасти свою душу, достичь вечной жизни, не оставляя привязанности к богатству, деньгам и любостяжанию? Нельзя ли жить так, чтобы и добрые дела делать, и сокровища свои сохранить при себе?

Нет! Отвечает Христос. Никто не может служить двум господам. Нельзя одинаково ревностно служить Богу и мамоне — богатству.

Если отдадите все свои силы накоплению богатств, то будете нерадеть о Боге и Царстве Небесном. А если нажива обратится в страсть, то вы возненавидите все, что препятствует вашему любостяжанию.

Пристрастившийся к наживе подобен потерявшему зрение. Представление о свете естественном приобретается восприятием лучей света сетчаткой глаза. Так же и познание Бога и назначения в этом мире человека воспринимается умом. Здоровый человек с неповрежденным зрением видит все окружающее. В том числе видит себя, и свое тело освещенным. Точно так же и ум, не омраченный ничем, доступен для света евангельской истины.

Но как лишенный зрения перестает видеть окружающее и себя самого, так и человек с умом, омраченным земными страстями и кумирами, теряет способность осознавать волю Божию. Если ужасна тьма в человеке, лишенном зрения, то какова же тьма нравственная духовная?

— Кто помрачает ум, говорит святитель Иоанн Златоуст, тот приводит в беспорядок все действия его в настоящей жизни. Когда кормчий сделается добычей волн, когда светильник угаснет, когда вождь будет пленен, тогда какая же надежда для подчиненных?

Впрочем, Господь осуждает не богатство само по себе, замечает святой Златоуст, но тех, кто раболепствует богатству. Иов был богат, но не служил маммоне, имел богатство и обладал им, но был господином его, а не рабом. Он пользовался им, как раздаятель чужого имения, и не услаждался тем, что имел у себя.

Совесть наша омрачается пристрастием к богатствам мира сего. Чтобы отвратить от этого, Иисус Христос поучает нас примерами из природы.

— Взгляните на птиц небесных. Отец ваш Небесный питает их. Вы, не гораздо ли лучше их? Посмотрите на полевые лилии, как они растут. Если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, более вас, маловеры!

В известных пределах забота о нуждах житейских необходима. Труд в этом отношении заповедуется и Спасителем и апостолами. Но порицается излишняя малодушная и томительная заботливость об этом.

Природа поучительна. Она — второе, после Библии, откровение Божие. И вот в ныне прочитанном Евангелии она не только поучает, но и постыжает нас, маловерных.

Если Бог заботится о птицах и растениях, то жизнь людей гораздо драгоценнее перед Богом. Ибо душа наша предназначена для бессмертия. Тогда как жизнь птиц и растений ограничивается временной жизнью.

Да и бесполезно утомлять себя излишней заботливостью о житейских нуждах. Бог положил человеку известный предел жизни. И никакая заботливость не поможет продлить человеку свою жизнь.

— Если Бог оставит нас, рассуждает святитель Иоанн Златоуст, то ни попечение, ни заботливость, ни труд, словом, ничто не поможет нам, но все будет тщетно.

 

25 июня 2017
Яндекс.Метрика
loading