Официальный сайт

К 200-ЛЕТИЮ ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА. СТАРЕЦ И ДУХОВНИК

Святитель Феофан Затворник оставил такое богатство духовной мудрости, которое всегда будет востребовано.

Его мысли о старчестве и духовничестве могут оказаться полезными не только прихожанам, но и пастырям, и монахам.

Письмо Святителя Феофана посвящено основному различию между откровением помыслов старцу и исповедью пред духовником.

– Милость Божия буди с вами! – пишет Святитель Феофан. – Ваше смущение и беспокойство относительно исполнения возложенного на вас послушания совершенно законно, потому что и доброе дело можно делать не добре и тем губить и плод его.

Успокоить вас может точное определение, что подлежит вашему ведению, особенно же – что окончательно вами решаться должно и что от вас должно переходить к духовнику для исповеди и таинственного разрешения. Кто должен это определить? – ваш настоятель.

Вам, старцам, надо сойтись вместе, разъяснить затруднения, встречаемые вами в своей практике, придумать меры к устранению их и затем прийти к настоятелю, доложить ему о всем и просить сделать властные распоряжения относительно всего, или по вашему мнению, или по своему собственному.

После всего вам останется только разумно исполнять поставленное и быть спокойным.

Мне же решать что-либо по сему делу совсем не приходится. Ибо очень возможно, что я решу так, старцы – этак, а настоятель – еще иначе. И выйдет пересыпание из пустого в порожнее. А ведь у нас с вами есть на руках дела не пустые и не порожние.

Да как же это у вас уместны недоумения?! У вас ведь это святое душеспасительное дело исстари ведется: разумею старчество и откровение. Думаю уже на деле не раз разрешались всевозможные случаи.

Собрать бы эти решения – и вышел бы кодекс старческих решений.

Как этого не сделано, то вам, кроме настоятельского определения круга вашего действия, остается только обращаться к старцам же, в деле состоящим, а не к кому-либо другому, незнакомому с этим делом.

Я совсем незнаком с этим делом. Общее рассуждение о сем деле у меня есть. Достаньте изданную афонцами маленькую книжку «Что потребно покаявшемуся и вступившему на путь спасения». Там достаточно определено дело старчества, но только в общих положениях, или в теории… Что же до практики касается, то об этом и слова нет. Потому что, не имея практики, не следует и браться за изображение дел этой практики.

Об обязанностях старчества я всегда той был мысли, что сюда относится только откровение помыслов и смущений и разрешение их или, лучше, разъяснение, как быть.

Коль же скоро из того, что открывает брат старцу, нечто встретится такое, что требует исповеди и таинственного разрешения, то в этом надо отсылать к духовнику. Что именно таковых признавать должно, это решите сами между собою, разумею старцев, и утверждения настоятельского испросите.

Что вы не смели отказаться от старчества – это в порядке. Но когда настоятель заметит, что вы негожи и отставит, тогда поклонитесь и отблагодарите.

Говорите: старцу приходится разрешать наказывать. Мне думается, что старцу не следует ни разрешать, ни наказывать. Его дело рассудить и определить состояние ученика. Разъяснить ему, как дошел до худа, и указать способ, как на будущее время избежать этого. И как погасить страсть, от которой произошло дело, и помолиться.

Старец – советник, а не судья и не каратель. Его дело – пожалеть и воодушевить, предав брата благодати Божией.

Пишете: приходит ученик, кается в нарушении заповеди. Старец наказывает поклонами и прощает.

Сознательное нарушение явной заповеди требует исповеди пред духовником и таинственного разрешения. Старец, выслушав ученика, дает ему разъяснение относительно падения и указывает способы, как избегать таких падений.

И потом отсылает к духовнику; тот разрешает и налагает епитимию. Старец дает только советы: ты бы поусердней помолился, не дал бы себе поесть, как обычно… и от сна отнял бы часть некую, и подобное.

Слова: Благодатью Своею Бог простит – имеют смысл благожелательный. Бог да простит тебе, брат, или: Бог простит, брат! Не унывай – крепись и борись, разрешение же в силе – елика разрешите – ему не принадлежит. Разрешение старцев не имеет разрешительной силы, свойственной таинственному разрешению. Это принадлежит духовнику.

Старцу принадлежит разрешение грехов простительных, и разрешаются они самым откровением. Как открыт такой грех – так и прощен.

У святого Димитрия Ростовского исчислены такие грехи в повседневной исповеди и в молитве на сон грядущим есть немного указаний.

Какую силу имеет старчество? Великую и превеликую, только вся она не юридического свойства, а нравственного: советы, разъяснения, воодушевления, молитвы.

Долг старца, чтобы всякий ученик отходил от него как обмытый, как бы искупавшись.

В случае перемены старца все от прежнего старца советованное должно быть оставлено. Ученичество снова начинается для ученика.

Больше сего не имею что сказать. Главное – соберитесь и все определите, и бойтесь зайти в область духовническую.

Благослови вас Господи! Ваш доброхот Е. Феофан.

Таким, как изобразил Феофан Затворник, старцем и, одновременно, духовником Троице-Сергиевой Лавры, стал в наше время архимандрит Кирилл (Павлов).

Не случайно, вышедшие недавно книги воспоминаний многих благодарных его почитателей называются: одна «Старец», а другая «Духовник».

ДуховникСтарецОт него люди выходили и омытыми, и обновленными. После исповеди у него многие получали благодатные силы для борьбы со страстями, с грехом.

Не перевелись старцы на Руси и поныне.

В дальнейшем, мы постараемся рассказать посетителям сайта, кто такие – старцы.

08 июля 2014

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика
loading