Официальный сайт

ИСТИННОЕ БЛАГОЧЕСТИЕ

Святой апостол Иаков писал христианам в своем Послании об истинном благочестии.

— Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие. Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира (Иак.1. 26-27).

Закон евангельский, безусловно, совершен. Но отношение людей к этому совершенному закону может сложиться по образу и примеру отношений иудеев к закону Моисея.

От такого неправильного отношения к закону Евангелия и предостерегает святой Иаков. Как и евангельская притча о милосердном самарянине. Порок показного благочестия был очень распространен в современном апостолу Иакову еврейском, а затем и иудео-христианском обществе. По понятиям иудеев, благочестив тот, кто оказывает верность в предписанных делах, потому что такой кажется не принадлежащим к толпе. Иудеи, исполняя до тонкости предписания закона, высоко думали о себе, полагая в соблюдении предписаний все благочестие по отношению к Богу. И, занимаясь только ими одними, мечтали стяжать чрез них блаженство. Удерживая от такого мнения, апостол и дает настоящее наставление.

Упомянув об исполнителе дела и назвав его блаженным, он тотчас исправляет зло, рождающееся у многих при исполнении. Так, по апостолу, возможно пустое, ничтожное и тщетное благочестие. Как при исполнении закона Моисея, так и при следовании совершенному закону Христову. От этой опасности показного благочестия Апостол и предостерегает. В противоположность ложному благочестию, называет истинное благочестие и характеризует его с двух сторон. Первая черта истинного, имеющего цену в очах Божиих, благочестия состоит в том, чтобы сочувствовать и заботиться о сиротах и вдовах в их скорбях. Это лишь частный пример, один лишь из видов деятельной любви и истинного благочестия. Избранный, вероятно, как любимый образ у священных писателей Ветхого, а затем и Нового Завета для представления бескорыстной любви и благотворительности.

Эта деятельная любовь и благотворительность, чтобы быть истинно спасительной, должна иметь в основании своем веру в Господа Иисуса Христа.

— Итак, если хочешь быть благочестивым, обнаруживай благочестие не в чтении, но в исполнении закона, которое состоит особенно в оказании сострадания к ближнему. Ибо сострадание к ближнему есть своего рода уподобление Богу. Будьте, — сказано, — милосердны, как и Отец ваш небесный (Лк.6. 36). Только милосердие наше должно быть чуждо лицеприятия.

— Вот то, чем можем уподобляться Богу, — именно милосердие и сострадание. Потому, что если мы этого не имеем, то лишены всего, — говорит Иоанн Златоуст. Другую черту истинного, чистого и непорочного благочестия составляет, по апостолу Иакову, сохранение себя неоскверненными от мира. Мир здесь понимается в смысле воззрения на него евангелиста Иоанна Богослова. Как совокупность всех враждебных Богу и добру сил.

Беречь нужно свою душу от всякой нечистоты мира, лежащего во зле. Противостоять злу и бороться с ним — это, вместе с делами милосердия и любви, является существенным признаком истинного служения Богу.

Продолжение следует.

 

БЫТЬ КАК ВСЕ

ВЗАИМНАЯ ПОМОЩЬ

КАК СРЕДИ СКОРБЕЙ ОСТАТЬСЯ ЧЕЛОВЕКОМ

О СОВРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИНАХ

ИСЦЕЛЕНИЕ ДОБРОТОЙ

БАТЮШКА АМВРОСИЙ ОПТИНСКИЙ. О ТОСКЕ И ПЕЧАЛИ

ЧУДО-ОСТРОВ

ПРЕПОДОБНЫЙ МАКАРИЙ ВЕЛИКИЙ (300-391). О ПРЕТЕРПЕНИИ ОСКОРБЛЕНИИЙ И СИЛЕ ДОБРОГО СЛОВА

 

05 ноября 2018
Яндекс.Метрика
loading