ИСПЫТАНИЯ ВЕРЫ
31 октября мы празднуем память одного из четырех евангелистов – Луки. В его Евангелии, главе восьмой, рассказывается удивительная история о том, как лодка с Иисусом Христом и его учениками чуть не погибла.
– В один день Он вошел с учениками Своими в лодку и сказал им: переправимся на ту сторону озера. И отправились. Во время плавания их Он заснул. На озере поднялся бурный ветер, и заливало их волнами, и они были в опасности.
И подойдя, разбудили Его и сказали: Наставник! Наставник! погибаем. Но Он, встав, запретил ветру и волнению воды; и перестали, и сделалась тишина.
Господь засыпает с особым намерением, говорит блаженный Феофилакт Болгарский. Именно для того, чтобы дать упражнение ученикам и испытать, какова их вера. Оказывается, что они еще слабы. Они обнаруживают веру не совершенную, но смешанную с неверием.
Ибо веруют, что Он может спасти, но как маловерные говорят: спаси, погибаем! А если бы они имели совершенную веру, то были бы вполне убеждены, что для них совершенно невозможно погибнуть тогда, когда с ними находится Всемогущий.
Это евангельское повествование можно рассматривать и в переносном смысле. Бог желает, чтобы истина торжествовала. И люди уверовали в истину и, покаянием очистившись от грехов, получили спасение.
Он повелевает Церкви возвещать спасительную истину миру. Но сколько раз волны жестоких гонений, ересей и расколов обрушивались на Церковь Христову, грозя, казалось, навеки потопить ее.
Сколько раз верующие чувствовали это! Так в первые века христианства, казалось, юная Христова Церковь неминуемо должна бы была погибнуть. Враги Христовы ополчились на нее, христиан избивали, храмы разрушали, священные книги сжигали!
А страшное гонение на Российскую Церковь безбожной богоборческой власти, которая стремилась стереть Церковь и веру Православную с лица земли. Гонение, которое значительно превзошло все бывшие в первые века. Почему же Бог попускает, чтобы Его дело так посрамлялось? Почему Он, будучи Владыкой вселенной, не предупреждает бури, не усмиряет изначально расходившиеся волны?
Священное Писание в известной мере объясняет это: в суровой школе воспитываются души.
– Где вера ваша? – спрашивает Христос испуганных учеников. Внешние поражения – суть наше торжество, и страдания Церкви являются условием ее возрождения и спасения. Господь научает нас не ожидать торжества Евангелия от внешних причин. А для того Он благоволил поместить сокровище Евангелия в глиняные сосуды (2Кор. 4.7). Чтобы все ясно видели, что сила Божия в немощи совершается (2Кор. 12. 9).
Все земные власти могут соединиться против христианства. Глиняные сосуды могут быть разбиты. Но их содержимое никак не может быть окончательно и без следа уничтожено.
Истина все так же будет сиять на земле. Бог в нужную минуту придет на помощь, не даст до конца погибнуть.
Помните, что, когда вы боретесь с волнами в бурном житейском море, вы не одни. Ибо Господь Иисус Христос с нами во все дни до скончания века (Мф. 28.20).
Правда, иногда помощь Божия приходит не сразу. Учитель медлит прийти на помощь. В этом заключается высшее испытание веры.
Не раз во всемирной истории Бог заставлял Своих преданнейших и величайших служителей испивать, казалось, до дна чашу испытаний – земных несчастий. И затем отзывал их из мира после страшного мученичества.
Но милосердый Бог уничтожает, таким образом, всякую нечистоту, очищает душу, как золото в горниле.
Будем же всегда помнить, что испытания посылаются для нашей же пользы. Если Бог медлит Своею помощью – подождем ее!
Если ветер крепнет, и ночь сгущается, то противопоставь скорбям свою твердую веру. Настоящим делам – дела грядущие. Вечеру, кончающемуся в слезах – зарю утешения. Несправедливости, гнетущей тебя – восстановление, которое будет неизбежно.
Царству беззакония, имеющему конец – Царство Божие, которому не будет конца. И в котором Господь отрет всякую слезу с очей наших (Откр. 21.4).