Официальный сайт

ИСКУССТВЕННАЯ ДУША

Что такое душа? Станет ли  робот подобен человеку — с душей, созданной в лаборатории? Способно ли человечество существовать без человечности?

Эти вопросы возникают при просмотре фильма «Искусственный разум». Поставлены они авторами четко и ясно читаются зрителями. Наверное, не было еще столь эмоционального фильма на тему души человека. Картину вполне можно считать религиозной. Хотя в ней нет ни малейшего присутствия Бога.

stanley_kubrick

Один из самых известных режиссеров — Стивен Спилберг снял фильм, воспользовавшись идеей, не менее известного и талантливого режиссера Стэнли Кубрика.

Мечта о постановке возникла у Кубрика в 1969 году. И он ее хранил в течение 30 лет. До самой смерти, которая внезапно настигла его в Англии после закрытого показа в США  последней работы  — «Широко закрытыми глазами». Такой яркий, откровенно-разоблачающий показ масонства, не позволялся никому. Понятна внезапная гибель режиссера. О фильме уже  была статья на сайте.

malchik_i_tjedi

Идею картины «Искусственный разум», как вспоминает в документальном фильме о съемках Спилберг, Стэнли Кубрик  не раз обсуждал с ним.

Впечатление от фильма ошеломляющее. Это действительно конгломерат усилий двух мастеров.  В киноленте можно даже предположить, что здесь от Кубрика, а что от Спилберга.

Начинается фильм лекцией профессора Аллена Хобби, создателя интеллектуальных машин корпорации Технотроникс. Внешне они неотличимы от людей. Чувствуют, рассуждают. Но ученому хочется добиться большего.

professor_hobbi3

Вложить в роботов способность любить, мечтать, испытывать потребность в заботе, ревность, проявлять воображение и волю в достижении цели, ненависть. То, что является свойствами души.

Одна из коллег спрашивает руководителя проекта, а что может человек дать роботу взамен на его любовь? Какова наша ответственность перед ними? Профессор уходит от прямого ответа, сказав, что Бог ведь тоже создал человека, чтобы тот Его любил.

С этого момента начинается тонкая подмена понятий, манипуляция сознанием зрителя. Предпосылка содержит неполную истину, и вывод становится ложным.

Необходимо особое внимание. Бог действительно создал человека для любви. Но оставил свободу выбора. Люди могут использовать эту возможность, а могут и отказаться от  нее. Душа человека, в отличие от души животных, обладает величайшим преимуществом – духом, который вложен в душу Богом.

Свойства человеческого духа, по Феофану Затворнику: знание о Боге Творце и управителе миром, совесть и стремление к Богу — источнику благ.

djevid_i_sushhestvo

В конце картины некая иная сущность в форме переливающейся капли на тонких ножках говорит мальчику, что всегда завидовал тому, что люди называют духом. Почему? Разве не падшие духи всегда завидовали людям и подталкивали на разрыв с Богом? Но о Боге в фильме нет больше упоминания.

Профессор представляет Бога создателем роботов. А себя в роли творца. Понятие духа в душе игнорируется.

Бог создал человека с возможностью любить и искать Бога. Потенциально любовь заложена в человеке. В фильме нет ни истинной любви, ни человеческого духа. Есть суррогаты, подмены этих свойств.

Завязка ленты оканчивается крупным планом женщины робота, которая красит губы. Через несколько кадров, в машине женщина продолжает красить губы. Не сразу понимаешь, что это уже не робот, а человек. Она с мужем едет в исследовательский центр к своему сыну, погруженному в кому после болезни. Героиня фильма под музыку Чайковского читает мальчику сказки. Врачи не надеются спасти ее сына. Но предлагают уберечь от нервного истощения мать.

dusha_2

Мальчик робот, способный заменить ей ребенка уже готов. Его зовут Дэвид.

Отец привозит идеальное творение  из научного центра и показывает жене. Дэвид, его играет Хэйли Джоэл Осмент, ничем не отличим от настоящего подростка. Сначала чувствуется некоторая скованность в движениях и непредсказуемость в поступках.

Постепенно, страдающая мать — Фрэнсис О’Коннор – привязывается к искусственному созданию. Она готова включить у него механическую функцию любви к себе. Зрители испытывают эмоциональный шок, увидев, как мальчик называет ее мамочкой и бросается в объятия. С этого момента у тех, кто смотрит картину полное ощущение, что Дэвид ребенок и сопереживают ему.

proshhanie

Недолгим было искусственное счастье семьи Дэвида. Настоящий сын Мартин вышел из комы и возвращается к родителям. Им приходится делить свою любовь между двумя детьми. Дэвид начинает ревновать к брату. И симпатии зрителей постоянно на его стороне. Однажды Мартин подшучивает над Дэвидом и убеждает срезать ночью прядь волос со спящей матери. Пробудившись внезапно, она и отец думают, что Дэвид покушался на ее жизнь. Робота нужно вернуть в фирму, где его утилизуют.

По дороге мать оставляет ребенка в лесу. Это душераздирающая сцена, когда мальчик бежит за машиной и кричит: Не оставляй меня, мамочка! – неизменно производит на зрителей потрясающее воздействие.

Ребенок остается в лесу вместе с механическим мишкой Тэдди, который тоже производит впечатление живого, называет героиню мамой и заботится о брошенном мальчике.

Множество препятствий и ужасных опасностей предстоит преодолеть двум маленьким героям. Мальчика пытаются уничтожить вместе с другими человекоподобными роботами на отвратительном шоу.

Потом они попадают в город удовольствий, где новый друг Дэвида – жиголо (актер Джуд Лоу) ведет мальчика к волшебному всезнайке – имитации бога. Задача мальчика — найти Голубую Фею, которая однажды превратила Пиннокио в человека, чтобы мама смогла полюбить Дэвида.

golubaya_feya

В финале картины Голубая фея, которой он молился 2000 лет оказывается статуей из папье-маше и рассыпается на глазах Дэвида. Этот религиозный символ, также как и доктора-всезнайки из Красного города вполне узнаваем.

Многие зрители, совершенно справедливо, увидели основную идею фильма в мысли о бесчеловечности людей и человечности роботов. Но мало кто заметил отсутствие Бога в спилберговском мире. В этом режиссер пытается убедить всех. Человечество ничтожно и не заслуживает ничего, кроме уничтожения. Пожалуй, никто до него не заявлял этого с таким цинизмом.

Интересно не только смотреть фильм, понимая, о чем он на самом деле, но и читать многочисленные отзывы на картину.

— Основную идею фильма я вижу в мысли о бесчеловечности людей и человечности роботов.

— Общество, где люди не умеют любить обречено на самоуничтожение. Потому что любовь — условие существования людей на планете.

— В душе — как после атомного взрыва. Картина опустошила, вымотала, растерзала.

spilberg_i_malchik

Именно к этому выводу и ощущениям умело подводит зрителя Стивен Спилберг.

Дэвиду 11 лет. Он весит 60 фунтов. Его рост — 4  фута 6  дюймов. У него шатеновые волосы. Его любовь — настоящая. А сам он — нет, заявлено в слогане фильма.

Картина сделана с большим мастерством, но идеи Спилберга вводят зрителя в заблуждение.

— Человек всегда свободен. Свобода дана ему вместе с самосознанием и вместе с ним составляет существо духа и норму человечности. Погасите самосознание и свободу — вы погасите дух, и человек перестанет быть человеком, — пишет Феофан Затворник.

 

Владимир Кремень

16 июня 2015

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика
loading