Официальный сайт

ИСЦЕЛЕНИЕ БЕСНОВАТОГО

Для нас особенно важно, когда духовное наставление исходит от человека близкого к нам по времени. Еще более авторитетной становится речь того, кто является профессиональным специалистом в том, о чем говорится.

Таким человеком был наш современник, врач, живший долгие годы в столице Великобритании – Лондоне – Митрополит Антоний Сурожский. Он не только сумел сохранить православную традицию даже в условиях мирской суеты, но и обратил к вере многих жителей Соединенного Королевства. О бесноватых он говорил:

Antonii_Surozhskii3

– Бесноватый — это человек, который одержим. Который над собой власти не имеет. Является как бы посмешищем и игрушкой иных сил. Эти иные силы – я в этом глубоко убежден, так учит нас и Священное Писание, и жизнь и учение Святых Отцов Церкви – могут быть действительно бесовские. Но не всегда действуют в таком размере и с такой яркостью, с которой они описаны в Евангельской истории о Гадаринском бесноватом.

Это может быть «чертовщина» в нашем русском смысле слова. Человек, может быть одержим страстью к выпивке, быть пьяницей, страдать запоем. Человек может быть сладострастником. Это может быть человек, неспособный удержаться от гнева. Это может быть человек, который неудержимо влечется к воровству. Это может быть человек, который пылает ненавистью, завистью, ревностью, мало ли чем.

Pered_zerkalom6

Всмотритесь, будто в зеркало, в свою собственную душу, и вы увидите, сколько в ней страстей. Может быть, мелких, может быть, не таких трагических, как явное беснование. Сколько таких страстей в каждом из нас, которые не дают нам свободу быть полностью достойными самих себя. Помните слова Некрасова:

– Хоть и злоба во мне велика и дика, а до дела дойдет – замирает рука. Замените слово злоба, словом вдохновение, желание и вы увидите: сколько раз бывало, что – о да, как бы хотелось! О да, я с такой готовностью!

А когда дойдет до дела – ни с места. Поэтому мы должны трезво относиться не только к драматическим беснованиям, которые находим в Священном Писании и в нашей жизни, среди людей вокруг нас, хотя реже, чем иногда это представляется.

Pered_zerkalom5

И подумать над теми мелкими бесами, которые делают нас такими же мелкими и чуждыми правде Божией и правде человеческой, как и этого бесноватого.

Но знаменательно в этом человеке то, что он не только беснуется. Как только бесноватый оказывается перед лицом Христа, даже когда еще издали Его видит, он во Христе видит покой, видит в Нем гармонию. Он в Нем видит цельность истинного Человека. И одновременно в этой цельности прозревает Бога, таящегося в Нем.

И он падает к ногам Христа и поклоняется Ему, потому что даже для бесов Бог есть Тот, Который владеет всем, Который Хозяин вселенной, видимого и невидимого мира.

Pered_zerkalom

Но эти бесы остаются бесами. Одержимый падает к ногам Христа, но нечистота, нечистые силы, нечистые влечения в нем кричат Христу: Зачем Ты пришел? Оставь нас, уйди! И Спаситель спрашивает: А как вас звать? – Нам имя легион. Целое полчище сидит в этом человеке, как в гнезде.

А в нас что сидит? Сколько мелких чертенят, сколько мелких бесов нами владеют. Зависть и ревность, сладострастие, трусость. И ложь, и жадность, и сребролюбие, и ненависть, и злоба, и отказ простить чужую обиду и т. д. В нас тоже, можно сказать, легион сидит.

И Христос повелевает им уйти, но для этих бесов уйти – значит вернуться в бездну. Они хотят как-то удержаться в видимом мире, чтобы не идти во тьму кромешную, уготованную дьяволу и служителям его, и просят Христа: Пусти нас в это стадо свиней.

Часто задается вопрос: почему, чем эти свиньи им приглянулись? Дело в том, что среди евреев, так же как и среди мусульман, свинья является символом нечистоты. И из всех животных, которые вокруг были, бесы увидели то существо, которое всем провозгласит, кто они такие. Они ушли – куда? В область ритуальной нечистоты.

Antonii_Surozhskii4

Еще дальше образно показано, что бывает, когда эта нечистота получает власть. Все стадо бежит и кидается в море, погибает. Из этого наглядно видно, что бывает, если злу, даже бесенятам, даже мелкой мерзости, дана полная свобода: она нас приведет к погибели, к разрушению, к смерти.

А дальше? Дальше происходит что-то очень страшное. Пастухи убегают поднимать весь народ в деревнях, в городе, рассказывают, что случилось, и люди спешат посмотреть, что же там совершилось, посмотреть на бесноватого. И видят, что он теперь в здравом уме, одет. А свиньи где? Потоплены. И тут происходит ужасная вещь: что этот человек исцелен – им все равно, а что их свиньи погибли, это – да, ужас.

Второго такого случая они не хотят видеть. Они обращаются ко Христу и говорят: Уйди из наших пределов. Спасение одного человека такой ценой, таким ударом по нашему карману – нет, на это мы не согласны.

Antonii_Surozhskii41

Мы с ужасом читаем такой рассказ, мы думаем: как это возможно? А на самом деле, разве мы готовы в каждом отдельном случае пожертвовать своим благополучием, своим добром для того, чтобы один человек выздоровел, вошел в жизнь, очнулся? Не всегда.

И потому не будем очень укорять этих гадаринских жителей, а подумаем о себе. Как отвечу я? Если вдруг все мое имущество, все то, на что я надеялся, чтобы разбогатеть и жить благополучно, у меня будет отнято ради того только, чтобы один человек стал нормальным, здоровым, начал новую жизнь, – что бы я на это сказал? Задумаемся над этим, потому что мы не во всем лучше этих людей.

Antonii_Surozhskii2

А дальше? Христос уходит, и бывший бесноватый хочет за Ним последовать. Он говорит: Пойду с Тобой. Он не хочет разлучиться с тем Человеком, Который ему дал новую жизнь. И Христос ему говорит: Нет, иди к своим, расскажи им, что случилось.

Свои – это те же самые жители, гадаринцы. Они, может быть, тоже свиней потеряли. Как они его примут? Кроме того, мы все знаем, что свидетельствовать перед чужими не так трудно, потому что они нас не знают, а свидетельствовать о чем-то великом, что с нами случилось лично, перед своими близкими гораздо трудней.

Ответ очень часто бывает: Ну, рассказывай! С тобой? Такое чудо случилось? Такое не бывает с людьми, подобными тебе!

Isceleinie9

И вот на что посылает Христос этого бесноватого и каждого из нас, кто силой Христа, силой веры во Христа отречется от всей своей бесноватости, начнет новую жизнь оздоровленным, исцеленным, т. е. ставшим целым, вот на что нас зовет Господь:

– Пойди к своим, пусть они посмотрят, какое чудо может совершить Бог даже над одним из их собственной семьи!

27 июля 2016
Яндекс.Метрика
loading