Официальный сайт

ИОАНН ЗЛАТОУСТ. СОВЕТ ОПЕЧАЛЕННОМУ

26 ноября мы празднуем память Святителя Иоанна Златоуста. Никто так не мог утешить опечаленных, дать полезный совет скорбящим и униженным, как этот святой. Почему? Да потому, что сам перенес много скорбей, унижений и гонений.

— Вот что скажу — говорил он — будем всегда носить в сердце молитву и плоды ее, то есть, смиренномудрие и кротость.

— Научитесь от меня, — говорит Господь, — яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим (Мф. 11.29).

И опять Давид: Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс. 50.19).

sovet_opechalennomuНичего так не принимает и не любит Бог, как душу кроткую, смиренномудрую и благодарную. Смотри же и ты, брат, когда что-либо неожиданно постигнет и опечалит тебя, не прибегай к людям и не полагайся на человеческую помощь. Но, оставив всех людей, востеки мыслью твоей к врачу душ.

Уврачевать сердце может единственно Тот, Кто один создал сердца наши и знает все дела наши. Он может войти в совесть нашу, коснуться сердца и утешить душу.

Если же Он не утешит сердец наших, то бесполезны и тщетны будут утешения человеческие. Равно как и наоборот, когда Бог успокаивает и утешает, тогда, пусть люди тысячекратно станут беспокоить нас, они не в состоянии будут нисколько повредить нам. Потому что, когда Он укрепит сердце, тогда никто не может поколебать его.

sovet_opechalennomu3Итак, зная это, возлюбленные, будем всегда прибегать к Богу, Который и хочет, и может избавить нас от несчастья. Когда надо умолять людей, то нам необходимо сначала и поговорить с привратниками, и упросить прихлебников и льстецов, и пройти длинный путь.

Но у Бога нет ничего такого. Его можно упросить без посредника. Он склоняется на молитву без денег, без издержек. Довольно только возопить сердцем и принести слезы, и — лишь только войдешь, тотчас привлечешь Его к себе.

Притом, умоляя человека, мы часто боимся, чтобы какой-нибудь враг, или друг наших врагов, или противник не услышал о нашем деле. Или другой кто не рассказал того, о чем мы говорим, и не извратил правды. А у Бога нельзя опасаться ничего такого.

sovet_opechalennomu4Когда ты хочешь, говорит Он, умолить Меня, приступи ко Мне один, без всякого свидетеля, то есть, воззови сердцем, не приводя в движение уст.

— Вниди, — говорит, — в клеть твою, затвори двери твои, и помолись Отцу твоему, иже в тайне. И Отец твой, видя в тайне, воздаст тебе явно (Мф. 6.6). Смотри, какая высокая честь: когда ты умоляешь Меня, говорит Он, пусть никто не видит этого. А когда я оказываю тебе честь, то вселенную привожу в свидетели этого благодеяния.

Убедимся же, и будем молиться не напоказ и не об отмщении нашим врагам. Не будем учить Его, каким образом помочь нам. Если и людям, защищающим нас и говорящим за нас пред мирскими судиями, мы рассказываем только дела наши, а образ защиты предоставляем им, чтобы они по своему усмотрению распорядились нашими делами, тем более так поступать должно в отношении к Богу.

sovet_opechalennomu5Сказал Ему твое дело, сказал, что ты потерпел, — но отнюдь не говори при этом, как помочь тебе. Он сам хорошо знает, что полезно тебе.

А есть много таких людей, которые на молитве, высказывают тысячу особых прошений. И говорят: Господи, дай мне здоровье телесное, удвой мое имущество, отмсти моему врагу. Это весьма неразумно.

Потому надо, оставив все это, молить и просить только по примеру мытаря, который говорил: Боже, милостив буди мне грешнику (Лк. 18.13). А Он уже Сам знает, как помочь тебе.

— Ищите — говорит Он — прежде царствия Божия. И остальное все приложится вам (Мф. 6.33).

sovet_opechalennomu6Так-то, возлюбленные, будем любомудрствовать, молиться с усердием и смирением, ударяя себя в грудь, по примеру мытаря — и мы получим, чего просим. Если же мы молимся в гневе и раздражительности, то мерзки мы и ненавистны пред Богом.

Сокрушим же наше сердце и уничижим нашу душу, и будем молиться как о самих себе, так и об оскорбивших нас. Если хочешь склонить Судию к поданию помощи твоей душе и привлечь Его на свою сторону, никогда не жалуйся Ему на того, кто опечалил тебя.

Таков нрав у Судии: Он внемлет и подает просимое. Особенно тем, которые молятся за врагов, не помнят зла и не восстают против своих врагов. И в какой мере они делают это, в той мере и Бог отмщает их врагам, если те не обратятся к покаянию.

sovet_opechalennomu7Смотрите же, братия, когда кто-нибудь нанесет нам какое-либо бесчестие, не будем тотчас досадовать и печалиться, но станем благодарить, терпеливо перенося обиду и ожидая помощи от Господа. Разве Бог не мог, еще прежде прошения, подать нам блага, даровать нам жизнь беспечальную и свободную от всякой скорби? Но Он делает то и другое по любви к нам. В самом деле, для чего Он попускает нам испытывать скорби, и не скоро избавляет от них? Для чего? Для того чтобы мы обращались к Нему с мольбой о защите, прибегали к Нему и непрестанно призывали Его к себе на помощь. Для того и болезни тела, для того и скудость плодов, для того и голод, чтобы мы из-за этих бедствий всегда прилеплялись к Нему, и таким образом чрез временные скорби сделались наследниками вечной жизни.

 

27 ноября 2016
Яндекс.Метрика
loading