Официальный сайт

ИОАНН ЗЛАТОУСТ. О ПЕНИИ ПСАЛМОВ

К пению псалмов пусть присоединится и молитва, чтобы вместе с душою нам освятить и сам дом.

Подобно тому, как те, которые приводят на пиршества шутов, плясунов и непотребных женщин, призывают туда бесов и диавола и наполняют свои дома множеством бесчинств, — потому что отсюда происходят ссоры, блуд, прелюбодеяние и множество зол, — так те, которые призывают Давида с Псалтирью, через него призывают к себе Христа.

А где Христос, туда ни один бес никогда не осмелится не только войти, но и заглянуть. Напротив, мир, любовь и все блага польются туда, как из источников.

penie11Те обращают дом свой в зрелище, а ты сделай свое жилище Церковью. Подлинно, где псалом, молитва, ликование пророков и боголюбезное настроение духа поющих — там собрание безошибочно можно назвать Церковью.

Даже, хотя бы ты не разумел силы слов, приучай, по крайней мере, уста произносить их. И язык освящается этими словами, когда они произносятся с усердием.

Если мы приобретем себе такой навык, то уже ни по воле, ни по лености никогда не оставим этого прекрасного занятия. Потому что навык будет побуждать нас даже помимо воли каждый день совершать это прекрасное служение.

penie12При таком песнопении, будет ли кто стар или молод, или с грубым голосом, или совершенно незнаком со стройностью пения, в том не будет никакой вины.

Здесь требуется целомудренная душа, бодрый ум, сердце сокрушенное, помысл твердый, совесть чистая. Если с этими качествами ты вступишь в святой хор Божий, то можешь стать наряду с самим Давидом.

Здесь не нужно ни псалтири, ни натянутых струн, ни смычка, ни искусства, и никаких инструментов. Но, если захочешь, можешь сделать самого себя псалтирью, умертвив члены плотские и настроив свое тело согласно с душою.

Когда плоть не будет желать противного духу (Гал. 5.17), но будет повиноваться его велениям, и приводить их в исполнение на этом прекрасном и дивном пути, тогда ты составишь духовную мелодию.

Здесь не требуется искусство, приобретаемое долговременным упражнением, а нужна только твердая решимость. И мы в самое короткое время приобретем опытность.

penie13Для этого не требуется ни особое место, ни особенное время, но на всяком месте и во всякое время можно петь мысленно. Ходишь ли на занятия или на рынок, находишься ли в путешествии, сидишь ли в обществе друзей, везде можно возбудить душу, можно взывать и молча. Так взывал Моисей, и Бог услышал.

Работаешь ли ты? Сидя в мастерской и занимаясь работой, ты можешь петь. Воин ли ты, или заседаешь в суде? Можешь делать тоже самое.

Можно петь и без голоса, когда душа внутри издает звуки, потому что мы поем не для людей, но для Бога, Который может слышать сердца и проникать в сокровенную глубину нашей души.

penie15Об этом свидетельствует и апостол Павел, когда говорит:

— Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших. Ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными.

Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией (Рим. 8. 26-27).

Так он говорит не в том смысле, будто Дух воздыхает, но в том, что духовные мужи, обладающее дарованиями Духа молясь о ближних и вознося прошения, делают это с сокрушением сердца и с воздыханиями.

Тоже будем делать и мы, и каждый день станем обращаться к Богу с псалмопением и молитвами.

02 декабря 2016
Яндекс.Метрика
loading