Официальный сайт

ИОАНН ЗЛАТОУСТ О КРЕСТЕ ГОСПОДНЕМ

27 сентября мы празднуем Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. И в этот же день преставление величайшего святого и проповедника — Иоанна Златоуста.

В своем слове, названном «Против иудеев и язычников в доказательство того, что Христос есть Бог, заимствованное из многократных предсказаний о Нем пророков» Иоанн Златоуст объясняет, что такое Крест Господень. И как он из средства позорнейшей казни сделался оружием и украшением христиан.

— Тот, Который был распят, подвергаем бичеванию, поносим разбойниками, умерщвлен по подозрению в богохульстве, по смерти и Воскресении совершит такие дела, о которых никто не скажет, что они не исполнены великой чести.

korona3Это и сбылось, как о том задолго предсказывал пророк:

— И будет в тот день: к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники, – и покой его будет слава (Ис. 11.10).

Он как бы так сказал: такая смерть досточтимее диадемы. Цари, слагая диадемы, берут крест — знак Его смерти. На порфирах крест. На диадеме — крест. При молитвах крест. На оружии крест. На Священной Трапезе крест. И во всей вселенной крест сияет светлее солнца.

Это и значат слова пророка: И будет покой Его слава и честь.

Все величие этой чести ты познаешь тогда, когда посмотришь на знак Его смерти, смерти проклятой, смерти позорнейшей из всех родов смерти. Ибо на этот один род смерти наложено проклятие.

В древности, например, иных преступников сжигали. Других побивали камнями. Иных другим каким-либо способом наказания лишали жизни. Но распятый и повешенный на древе креста страдал не только от того, что наказывался с таким мучением. Но и оттого, что подвергался проклятию:

— Ибо проклят пред Богом всякий повешенный на дереве, — говорит Писание (Втор. 21.23). Но этот проклятый, позорный знак крайнего мучения ныне стал вожделенным и достолюбезным.

krestyНе столько царский венец украшает голову, сколько крест, драгоценнейший всего мира. Изображение креста, некогда для всех страшное, теперь столь любезно всем, что найдешь его везде. У начальников и подчиненных, у жен и мужей, у дев и замужних. Все непрестанно полагают знамение креста на благороднейшей части своего тела и носят каждодневно это знамение изображенным на челе своем, как на столпе.

Оно блистает на Священной Трапезе, при рукоположении священников и вместе с телом Христовым на тайной вечери. Всюду можно видеть его возносящимся: на домах, на торжищах, в пустынях, на дорогах, на горах, в пещерах. На холмах, на море, на кораблях, на островах. На ложах, на одеждах, на оружии. В чертогах, на пиршествах. На золотых и серебряных сосудах, на драгоценных камнях. На стенных картинах. На теле больных, на теле одержимых демонами. На войне, в мире, днем и ночью, в пиршественных собраниях и в келлиях подвижников. Так для всех стал вожделен этот дивный дар, исполненный неизреченной благодати!

krest9Уже никто не стыдится и не закрывается при мысли, что крест есть знак проклятой смерти. Напротив, все мы почитаем его украшением для себя более венцов и диадем и многих ожерелий из драгоценных камней.

Так он стал не только не страшен, но и вожделен. Любезен и досточтим для всех. И блистает изображаемый повсюду: на стенах домов, на кровлях, на книгах, в городах, в селах, в необитаемых и обитаемых местах.

Теперь я охотно спросил бы язычника, от чего этот знак ужасной казни и проклятой смерти сделался любезным и вожделенным для всех, если не от великой силы Распятого?

Но если ты так бесстыден, что считаешь это ни за что и восстаешь против истины, и остаешься слепым при свете; то теперь я представлю тебе и другое доказательство того, как это важно.

Какое же это доказательство? У судей есть много видов орудий для мучения: дерево, кнуты, когти, свинцовые зубцы, которыми скоблят тело, расторгают и раздробляют члены. Кто решился бы внести такие орудия в дом свой? Кто согласился бы прикоснуться к рукам делающих их палачей, или видеть их близко? Напротив, большая часть людей, не отвращается ли, а некоторые, не считают ли встречу с ними дурным признаком, и не решаются ни коснуться их, ни смотреть на них? Не убегают ли прочь и не отвращают ли своих взоров?

Таков в древности был и крест, или еще гораздо страшнее. Потому что, как я выше сказал, он был знаком не только смерти, но смерти проклятой.

krest7От чего же, скажи мне, он теперь сделался столь вожделенным и столь любезным для всех и досточтимее всего? Почему к этому самому древу, на котором святое тело Иисусово было распростерто и пригвождено, все наперерыв притекают? Почему многие, как мужи, так и жены, получив малую частицу этого древа и обложив ее золотом, вешают на свою шею, как украшение, между тем как оно было некогда знаком осуждения и наказания? Потому, что Создавший все и все преобразующий, избавив вселенную от нечестия и сделавший землю небом, Он и это орудие ненавистное и позорнейшее всех смертей превознес выше небес.

Все это предвидя, пророк сказал: и будет покой Его честь.

Этот знак смерти, не перестану постоянно говорить о нем, соделался источником великого благословения. Стеною от всякой опасности. Смертоносным отражением диавола, уздою демонов, грозою супротивным силам. Он попрал смерть, сокрушил медные врата ада, сломил его железные вереи, разрушил твердыню диавола. Рассек путы греха, избавил всю вселенную от осуждения, исцелил рану, нанесенную нашей природе по определению Божию.

Что я говорю? Чего не могли сделать ни море расступившееся, ни камни раздавшиеся, ни воздух изменившийся, ни манна посылаемая в течение сорока лет столь многим тысячам, ни закон, ни другие знамения, совершенные как в пустыне, так и в Палестине, то возмог сделать крест, и не в одной стране, но во всей вселенной.

krest_16bКрест — этот знак некогда проклятый, всеми избегаемый, всем ненавистный, позорный, возмог по смерти Распятого легко совершить все это. И не только эти, но и последующие действия являют его силу.

Прежде вселенная была бесплодна в отношении к добродетели. Земля была нисколько не лучше пустыни и не надеялась произвести что-либо доброе. А крест вдруг сделал ее раем и матерью многочаднейшею.

И об этом пророк задолго предсказал так:

— Возвеселись, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, немучившаяся родами; потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа, говорит Господь. (Ис. 54.1).

Сделав ее такою, Господь дал ей и закон превосходнейший прежняго, о чем также не умолчали пророки. Посмотри, что они предвозвестили:

— Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет. Не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской. Тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь.

Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его (Иер.31-33).

krest_5aДалее пророк изображает быструю перемену их и легкое принятие учения:

— И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: познайте Господа. Ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь. Потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не вспомяну более (Иер. 31.34).

Что может быть яснее этого? Такими предсказаниями он возвестил призвание язычников, превосходство Нового Завета перед Ветхим, легкость обращения и благодатные дары, получаемые верующими через Крещение.

27 сентября 2016
Яндекс.Метрика
loading