Официальный сайт

ИНДУСТРИЯ КОШМАРОВ

В наш технотронный век к таинствам жуткой мистики и магии приобщают людей, в основном, кино, телевидение и компьютерные игры. Всегда нужно помнить, что во время просмотра таких фильмов, программ происходит заочная инициация — приобщение силам зла, которое возникает помимо воли человека и радикально изменяет его сознание. Экранное искусство стало в ХХ веке самым активным распространителем зловещей кровавой мистики.

Колоссальная сила воздействия кино, содержащего в себе еще не до конца исследованную энергию, объясняет непреходящий завораживающий успех фильмов ужасов у определенной категории зрителей.

golem_1920

Через символику, художественные образы массовая культура растиражировала тайное знание, которое в прошлом тщательно скрывалось, и было доступно лишь немногим посвященным тайных обществ.

Происходит постоянное оживление призраков магии литературой и кино. Появился даже особый вид преступлений, совершаемых на мистической почве. По данным Интерпола, каждый год в сатанинских сектах происходит более 100 человеческих жертвоприношений.

Современной социологией установлена прямая связь между ростом кровавых преступлений и распространением мистической литературы и киномистики.

Главный признак фильмов ужасов, его эмоциональная доминанта — страх. Фильмы этого жанра обращены к самым примитивным эмоциям и архаическим образам, хранящимся в генетической памяти человека.

Стихия фильма ужасов — разрушение, деструктивность и загадочность. В них мир изображен лишенным гармонии, полным угроз и опасностей, зараженным ощущением торжества зла и всеобщего кошмара.

student_iz_pragi

Фильм ужасов имеет своих непосредственных предшественников в “готическом романе” XIX века и современном жанре “черного романа”. Несомненное влияние на его становление оказывали и романы, написанные членами тайных обществ.

Уже на заре кинематографа — в 1896 году — было снято несколько короткометражных фильмов о заключении людьми договора с диаволом. А в 1910 году появился первый киномонстр — “Франкенштейн”.

В 1913 году состоялась премьера фильма “Студент из Праги” в Германии. В ней герой заключал договор с диаволом и погибал. Успех этой ленты у публики доказывал возрастающий интерес к сатанизму и мистике.

shpengler

Немецкий философ Освальд Шпенглер писал в это же время в книге “Закат Европы”:

— Никогда еще не было эпохи, столь изобилующей кошмарами и смертельным ужасом. Никогда еще мир так не напоминал безмолвную могилу. И никогда человек не был так ничтожен.

В начале прошлого века вышла целая серия экспрессионистских фильмов ужасов, в том числе и о создании искусственного существа: “Голем”, “Гомункулус”, “Кабинет доктора Калигари” и др.

nosferatu21

В 1922 году был снят знаменитый немецкий фильм “Носферату — симфония ужаса” — первая экранизация “Дракулы” Брэма Стокера.

Автор книги “Диавольский экран” Лотта Эйснер пишет о фильмах ужасов, что они построены на принципе раннего пробуждения в детях страха перед тайной, перед тем, что скрыто и что приучает их к ужасающим зрелищам. Ребенок, смотрящий фильмы ужасов, испытывает наслаждение, замирая от страха. В нем развиваются садомазохистские наклонности, повышенное любопытство к страшному, скрытое до поры до времени стремление испытать на ком-нибудь жестокость и насилие.

Это увлечение не проходит бесследно. Как в прошлом, так и теперь ребенок испытывает во время просмотра наслаждение, замирая от ужаса и погружаясь все глубже в увлечение тайной.

Эту странную особенность человеческой психики очень точно подметил еще в позапрошлом веке наш великий поэт А.С. Пушкин. Он писал:

pushkin

— Все, все, что гибелью грозит, для сердца смертного таит неизъяснимы наслажденья.

Влечение к ужасному, таинственному сопровождает человека на протяжении всей его истории.

Кинематограф и общество взаимовлияют. Экранное искусство может активировать те процессы, которые подспудно зарождаются в человеческом массовом сознании. Об этом убедительно писал, на примере довоенной Германии, в своей книге «От Калигари до Гитлера. Психологическая история немецкого кино» один из самых значительных киноведов Зигфрид Кракауэр.

 

Владимир Кремень.

Из книги «Последнее искушение». Даниловский благовестник.

 

 

19 июня 2015

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика
loading