Официальный сайт

ИЛЛЮЗИЯ РЕАЛЬНОСТИ

Мы обычно не задумываемся: как мы видим то, что мы видим? А ведь от этого зависит не только восприятие окружающего мира, но и наше мышление и поведение.

С древнейших времен были известны оптические и слуховые иллюзии. Ими пользовались специалисты в области тайных знаний. Они и теперь в арсенале иллюзионистов и тех, кто манипулирует человеческим сознанием.

Одним из самых ярких авторов иллюзорной реальности в живописи стал современный бельгийский художник Рене Магритт.

В его картинах, сквозь привычную картину мира как бы проступает иной мир, не просто иллюзорный, но существующий реально в человеческом сознании или подсознании.

Бывают иллюзии, которые реально зависят от нашего восприятия: от ракурса или освещения.

blouap

Но существует и реальность, которую мы просто не замечаем. Потому, что неосознанно с детства и до старости пользуемся стереотипами картины мира. Матрицы восприятия мы получаем от родителей, потом их закрепляют в социальном воспитании и школьном обучении.

Часто, мы забываем, что существует мир иной – духовный, который воздействует на нас.

Кроме невидимого мира есть и события видимого, которые мы не видим. Не только потому, что невнимательны к ним, но и потому, что они сознательно скрываются от постороннего взгляда.

Одним из тех, кто убедительно показал зрителям существование сокрытых событий, стал итальянский кинорежиссер Микеланджело Антониони.

Загадочный фильм «Блоу Ап» до сих пор вызывает и удивление, и споры, и восхищение.

Герой картины модный лондонский фотограф, которого играет Дэвид Хэммингс, вращается в богемной среде столицы Великобритании. В 1960-е годы Лондон, как и сейчас, был эталоном стиля.

blou_ap_3

Жизнь фотохудожника Томаса так и протекала бы в яркой суете, если бы не случайная встреча в парке.

Несколько фотокадров неожиданно приоткрыли ему истинную сущность реальности.

Фильм «Блоу Ап» был снят Антониони в 1966 году по рассказу «Слюни Диавола».  Автор новеллы Хулио Кортасар –  аргентинский писатель, живший в Париже.

В рассказе фотограф случайно наблюдает в парке сцену соблазнения подростка зрелой женщиной. Фотография, сделанная героем рассказа открывает ему совершенно иной смысл происшествия. За видимой реальностью стоит иная, более страшная.

foto_3

Хулио Кортасар объясняет от имени фотографа Мишеля:

– Если я что-то умею в жизни, то, пожалуй, – смотреть. Хотя смотри – не смотри, всегда в чем-то обманываешься, потому что действие это заставляет человека выйти за свои пределы, да притом без каких-либо гарантий на успех; совсем иначе с обонянием или… (ну хватит, Мишель вечно перескакивает с одного на другое, ему только дай поумничать).

Впрочем, если держать в уме, что видимость обманна, то смотреть, пожалуй, можно; тут главное – уяснить себе, когда ты смотришь, а когда видишь, и умело снять чуждые одежды с увиденного. Штука сложная, нечего и говорить.

antonioni1

Режиссер Микеланджело Антониони, изменив сюжет и место происходящего, точно передает важный смысл рассказа Хулио Кортасара.

Лондонские парки считаются одними из самых привлекательных и уютных для отдыха и прогулок в мире. Здесь меньше всего можно ожидать неожиданного события, а тем более преступления.

Знаменитый Гайд Парк. Не менее знаменитые: Риждент, Холанд, Грин. Наконец Мэрион Парк, в котором и разворачивается основной эпизод фильма.

Открывается действие ленты Антониони – ранним утром карнавальной сценой артистов мимов в центре Лондона. На площадь между офисными зданиями выезжает машина с ярко одетой молодежью. Они шумят без слов и собирают пожертвования в жестяные кружки.

Монтажно кадры хэппининга перемежаются контрастными сценами выхода бездомных из ночлежки на окраине. Главный герой Томас, переодевшись, снимал там фоторепортаж о тех кто, потерял надежду на будущее.

Оставшись один, он садится в роскошную машину и едет по просыпающемуся Лондону.

rubber

Улицы города, с его обитателями в ярких костюмах в стиле «HELP» и «RUBBER SOUL» 1965 года напоминают карнавал, в котором совершенно естественна веселящаяся молодежь в клоунских нарядах.

Томас возвращается в свою фотостудию и занимается привычной профессиональной работой – съемкой моделей. Многие из зрителей ему бы позавидовали – красивая жизнь!

Сосед Томаса по кварталу художник концептуалист, объясняет ему, что сам долго не может понять, что изображает на своих полотнах. Он сравнивает это с детективом, когда постепенно выясняется преступление и его участники.

Так режиссер загодя готовит зрителя к восприятию внутреннего смысла.

На некоторое время Томас едет в место новостроек Лондона и, ожидая хозяйку лавочки, поднимается по лестнице в парк Мэрион.

До этого нам мельком показывают мужчину и женщину. Они тоже поднимаются к шуршащим листвой деревьям.

Фоторепортер начинает тайком снимать влюбленную пару. Они удаляются в тишину парка. А когда женщина – ее играет замечательная  актриса, Ванесса Редгрейв – замечает фотографа, то бежит к нему и требует отдать пленку.

vanessa_redgrejv

Томас удивлен, почему она так напугана. Делает несколько снимков, убегающей фигуры и возвращается в студию.

Когда он проявляет снимки, то замечает, что лицо женщины обращено в сторону кустов и изгороди.

Увеличивая кадры, он раскрывает и скрытую сущность происходящего – в тени прячется человек с пистолетом. Собственно, поэтому фильм и называется «Блоу Ап» – фотоувеличение, раскрытие и проявление сокрытого невидимого простым взглядом явления.

Антониони говорит:

– Позади изобразительного образа лежит другой образ, ближе к реальности как она есть и еще глубже другой, и еще один, до тех пор, пока мы не достигнем истинного образа истинной реальности, абсолютной, таинственной, которую никто никогда не увидит. Или, может быть,  на этом пути мы столкнемся с разложением любого образа, любой реальности.

noch

И продолжает:

– Мир и реальность, в которых мы живем, невидимы, а потому нам приходится довольствоваться тем, что видим. Меня интересует не история моих героев, а их поведение, не логика повествования, а верность истине.

Постепенно, герой фильма замечает на фото некую деталь на траве, которой не придавал значения. Делая несколько выкадровок, он понимает, что запечатлел на последнем кадре лежащее тело.

Уже поздно ночью, Томас едет в парк и видит за кустом лежащий труп того импозантного мужчины, которого влекла к месту гибели женщина.

final

Ошеломленный, он возвращается в центр ночного Лондона и видит у входа в один из клубов ту самую женщину из парка. Внезапно, она исчезает.

Он устремляется в ночной музыкальный клуб и среди посетителей ищет ее, но не находит. В это время там проходит выступление одной из популярных рок-групп того времени. Зрители стоят зачарованные. Не музыкой, а агрессивным ритмом басового и ударного наполнения.

Одна из самых авторитетных знатоков зарубежного кино Валентина Сергеевна Колодяжная с особым удовольствием отмечала юмор Антониони в этом эпизоде.

gruppa

Когда динамик и усилитель гитариста начинает фонить, то он в ярости разбивает гитару и бросает в публику обломки. Начинается свалка за «драгоценный» фетиш, который удается чудовищным усилием вырвать именно герою картины.

Он оторвался от преследователей и только тут заметил, что несет в руках. С удивлением, отбрасывает обломки на тротуар. К ним походят другие молодые ребята и тоже не находят в них ничего, заслуживающего интереса.

Эта сцена готовит зрителя к развязке.

Герой попытался рассказать о своей страшной находке знакомым на вечеринке, но никто не обращает на его слова внимания. Психоделическая тусовка ушла в мир грез и призрачных удовольствий. Томас остается с ними. А утром спешит в Мэрион Парк, чтобы запечатлеть лежащее в тени дерева тело.

Но там ничего уже нет. Чистильщики выполнили свою работу. У  героя не остается никаких свидетельств преступления. Фото и пленки похищены. Он даже не знает, что на самом деле произошло.

Реальность приоткрылась перед ним на одну тысячную долю секунды выдержки и, захлопнулась.

igra

Ошеломленный он спускается из парка к теннисной площадке. Внезапно там появляется та самая карнавальная группа мимов из начальных кадров. Они устраивают представление игры в теннис без мяча и ракеток.

Двое играют, а остальные внимательно следят, за полетом мяча из-за изгороди.

Постепенно и Томас становится участником иллюзорной игры. И когда его просят подбросить, вылетевший за пределы площадки мяч, делает это не шутя, а серьезно.

Иллюзия стала реальностью. А герой исчезает из кадра с огромной зеленой лужайки.

Фильм производил и до сих пор производит сильнейшее эмоциональное и смысловое впечатление. Зритель получает пощечину и, как бы пробуждается от сна, в котором мог прожить всю жизнь.

final_3

Значит, есть нечто, что мы никогда не видим, если сознание усыплено житейскими заботами. И живем мы иллюзией реальности.

В Евангелии о таких людях говорил Спаситель:

– Кому уподоблю род сей? Он подобен детям, которые сидят на улице и, обращаясь к своим товарищам, говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали (Мф. 11.16-17).

Почему израильский народ не признал Спасителя, да и теперь многие не веруют во Христа?

– Потому, что огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их (Мф. 13.15).

В конце своей жизни Микеланджело Антониони задумал и начал снимать фильм «Над облаками» о пути к Богу. Заканчивал его другой выдающийся режиссер Вим Вендерс.

 

Владимир Кремень

05 февраля 2015

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика
loading