ГРЕХИ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА. ПРОДОЛЖЕНИЕ
А какое поучение, спрашивает Святитель Лука (Войно-Ясенецкий), вынесем из тяжкого и ужасного греха апостола Петра – из отречения его трехкратного от Господа Иисуса Христа?
Вы знаете, что святой Петр был самым пламенным учеником Господа Иисуса Христа, он был всем сердцем предан Ему. Он с пламенным воодушевлением следил за всеми делами Господа Иисуса.
Когда Господь пошел по водам озера Генисаретского к ученикам Своим, терпевшим бедствия от бури, когда увидели Его ученики и приняли за призрак, и Господь успокоил их словами: Не бойтесь! Это Я. Петр воспламенился и просил Господа Иисуса повелеть прийти к Нему по водам. И повелел Господь, и пошел к Нему Петр по водам. И вдруг обуял его страх, маловерие, и начал утопать, и взмолился к Господу Иисусу: Спаси меня: погибаю! И протянул руку Господь, и спас его.
А когда Господь по Воскресении Своем явился ученикам Своим на берегу того же озера Генисаретского, когда Иоанн сказал: Это Господь! тогда Петр, горя нетерпением, бросился в воду и поплыл к Иисусу – так любил он Его, так был предан Ему.
Сегодня слышали вы в евангельском чтении о том, как исповедал Петр Господа Иисуса пред учениками, пред апостолами Его, когда спросил Господь, за кого почитают Его люди.
Они сказали: Одни – за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или одного из пророков. А вы за кого почитаете Меня? Тогда Петр ответил от лица всех: Ты Христос, сын Бога живаго! (Мф.16. 13-16). Так была тверда вера его. И Господь ответил ему: Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах. Ты Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее. И дам тебе ключи Царства Небесного. А что свяжешь на земле, то будет связано на небесах. А что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах (Мф.16. 17-19).
О, Господи! Какая необычно страшная власть – быть носителем ключей Царства Небесного, одних впускать, других отгонять от дверей Царства Небесного.
О, как же велик должен быть в очах Господа Иисуса этот Его ученик! И что же, смотрите, какой ужас случился с ним! Когда пришли слуги архиерейские в сад Гефсиманский арестовать Господа Иисуса, тогда ученики пришли в глубокое волнение и спросили Господа: Не ударить ли нам мечом?
И пламенный Петр извлек меч свой, и, ударив раба первосвященника, отсек ему ухо. Опять, видите, какая пламенность, какая любовь к Господу Иисусу! И тут же, тут же этот ужас, это неожиданное падение. Все ученики в страхе разбежались, только Иоанн и Петр издали пошли за воинами, поведшими Иисуса, и пришли ко двору первосвященника. Вошел Иоанн, знакомый первосвященнику, первый, затем ввел Петра. Петр только недавно клялся Господу:
– Хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя! А тут вдруг произошла в нем удивительная перемена: когда впустившая его служанка сказала: И ты был с Иисусом Галилеянином, он ответил: Нет, нет! И потом еще два раза ответил отрицательно на подобные вопросы, еще два раза отрекся, с клятвою отрекся от Христа.
А Господь говорил ему: Истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде, нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня (Мф.26. 34).
И так и случилось – случилось великое падение апостола, сотворил он грех тягчайший из всех грехов – грех отречения от Божественного Учителя. Куда девалась вся отважность его, вся преданность Господу Иисусу?! Как объясним это ужасное отречение Петра? Объяснить можно бы только тем, что страх смерти настолько велик у людей, что побеждает все.
Петр видел, что Господь поведен на казнь, смерть прямо глянула ему в глаза, и им овладел непреодолимый страх: все величие души его рушилось под властью этого страха смерти – и пал он.
И тут же, едва пропел петух, охваченный горьким раскаянием, Петр вышел вон и плакал горько. Он каялся, каялся всю жизнь, как не умеет каяться никто из нас. Его ученик видел, как каждую ночь, едва раздавалось пенье петухов, вскакивал апостол Петр с постели, бросался на пол и часами плакал и рыдал и бился о пол головой, прося у Бога прощения в своем тяжком, тяжком грехе. И получил он прощение, и был восстановлен в апостольском достоинстве, и чтится как первоверховный и славнейший апостол.
Так что же, неужели не сделаем мы вывода для себя о том, как надо каяться в тяжких грехах наших, в глубоких падениях наших? Надо нам помнить не только о святом Петре, но и обо всех тех грешниках, которых Господь простил за слезное неустанное покаяние.
АРХИМАНДРИТ КИРИЛЛ (ПАВЛОВ). ВРЕМЯ ПОКАЯНИЯ