Официальный сайт

ФЕОФАН ЗАТВОРНИК. ПОСЛЕДНЕЕ ЗАВЕЩАНИЕ И ОБ «УДЕРЖИВАЮЩЕМ»

В преддверии 200-летнего юбилея Феофана Затворника в 2015 году, продолжаем публикацию материалов, связанных с нашим великим святым.

24 июля 1866 года Святитель Феофан при прощании с паствой города Владимира, перед уходом в затвор передал им, и всем нам — Последнее завещание.

В нем он говорил:

— Не попеняйте на меня, Господа ради, что оставляю вас. Отхожу не ради того, чтобы вынужден был вас оставить.

Ваша доброта не допустила бы меня переменить вас на другую паству. Но, как ведомый, ведусь на свободное от забот пребывание, ища и чая лучшего, как это сродно естеству нашему.

Как это могло образоваться, не берусь объяснять. Одно скажу, что, кроме внешнего течения событий, определяющих на дела, есть внутренние изменения расположений, доводящие до известной решимости. Есть, кроме внешней необходимости, необходимость внутренняя, которой внемлет совесть и которой не сильно противоречит сердце.

Находясь в таком положении, об одном прошу любовь вашу: оставя суждения и осуждения сделанного уже мною шага, усугубьте молитву вашу, да не отщетит Господь чаяния моего и дарует мне, хоть не без трудов, обрести искомое мною.

И я буду молиться о вас, – буду молиться, чтоб Господь всегда ниспосылал вам всякое благо, улучшал благосостояние и отвращал всякую беду.

Наиболее же, чтобы устраивал ваше спасение.

1Feofan 1

Спасайтесь, и спаситесь о Господе! Лучшего пожелать вам не умею. Все будет, когда спасены будете.

Путь спасения вам ведом, ведомо и все спасительное устроение Божие!

В сем отношении довольно вам напомнить слова апостола Павла:

— О Тимофее! Предание сохрани.

Сохраните, что Господом и святыми Его апостолами предано Церкви и что одно поколение христиан передает другому.

Напомнить об этом вам понуждаюсь того ради, что ныне много лживых учений ходит между нами. Учений растлительных, подрывающих основы веры, расстраивающих семейное счастье и разрушающих благосостояние государства.

Поберегитесь, ради Господа, от сих учений! Есть камень, коим испытывают золото. Испытательным камнем да будет для вас святое учение, издревле проповедуемое в Церкви.

Все несогласное с сим учением отвергайте, как зло, каким бы титлом благовидным оно ни прикрывалось…

Вы только это соблюдите, а все прочее уже само собою приложится вам. За чистотою веры последует осенение благодати.

Благодать с верою созиждут святыми и непорочными сердца ваши. Чистые же сердцем Бога начинают зреть еще здесь. Узрят Его, несомненно, там и будут вечно зреть, и блаженствовать в сем зрении.

– Это небольшое напоминание прошу принять как последнее завещание; и большим чем обременять внимания вашего не буду. Все знаете сами. Поревнуйте только стать в ряд тех ублажаемых, коих указал Господь в слове Своем:

— Сия весте; но блажени есте, аще творите я.

Затем – простите! Простите, если кого оскорбил, обидел, онеправдовал или чем соблазнил.

Господь Бог благодатию Своею да простит и помилует всех нас! И еще прошу – не забывайте меня в молитвах ваших.

В 1881 году, уже из затвора Святитель Феофан передал статью, которая была напечатана в журнале «Душеполезное чтение». В ней он говорил об «удерживающем», не позволяющим прийти антихристу.

Это учение основано на следующих словах апостола Павла:

— Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь,— и тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего (2 Фес. II. 7–8).

Комментируя эти слова, епископ Феофан пишет:

Антихрист явится, как учат святые отцы, не против воли Божией. В Божиих планах мироправления стоит и он, и подготовка его, и последствия того.

Не потому так, чтобы Бог хотел такого зла людям, а потому, что люди сами себя до того доведут.

Этот момент отодвинул Бог до последней возможности, ожидая, не явится ли кто еще желающий к Нему обратиться. Когда же некого будет ждать, примет Господь удерживающую руку, зло разольется, и антихрист явится.

Но кого же надо понимать под «удерживающим», при котором антихрист не мог вступить в мир?

Святитель Феофан согласен с древними отцами, которые связывали с «удерживающим» царскую власть. И то, как он развивает эту святоотеческую мысль, звучит очень своевременно:

— Когда же всюду заведут самоуправство, республики, демократию, коммунизм, тогда антихристу откроется простор для действия.

Кустодиев Большевик

Сатане не трудно будет подготовить голоса в пользу отречения от Христа, как это показал опыт во время французской революции прошедшего и нынешнего столетий. Некому будет сказать властное «veto» (не позволяю),

а смиренного заявления веры и слушать не станут.

Вот когда заведутся всюду такие порядки, благоприятствующие раскрытию антихристовых стремлений, тогда явится и антихрист. До того же времени подождет, удержится.

Итак, по мысли святителя Феофана, решающим для пришествия антихриста станет безначалие — установление коллективной власти вместо единодержавия. Но может, сама сила народной веры не даст антихристу воцариться?

— К сожалению, — пишет святитель, — с ходом истории вера не растет, а умаляется. Самим Спасителем, — замечает он, — предсказано установление на земле господства зла и неверия; потому антихрист это неизбежность. И речь может идти только об отдалении сроков анархии.

К.Леонтьев 2

Статья оказала огромное воздействие на замечательного русского писателя и философа Константина Леонтьева, который отозвался на нее свой статьей «На смерть Пазухина». Там он подчеркнул:

— Сильная царская власть, должна опираться на прочную сословную структуру, а не непосредственно на народные толпы.

Охранительные тенденции русского государства во второй половине XIX века имели, в конечном счете, религиозное основание.

 

08 июля 2014

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика
loading