Официальный сайт

ФЕДОР ИВАНОВИЧ ТЮТЧЕВ (1803-1873)

27 июля мы отмечаем память великого сына великой России.

Вспоминая Тютчева, как великого поэта, мы не можем не вспомнить и о его роли мудрого государственного деятеля.

Трудно назвать другого человека в нашей истории, который стал дипломатом, прожил долгое время с юности за границей и остался самым убежденным патриотом своей Родины.

Стихи 1867 года посвящены объединению славянских народов:

Тютчев 4— Привет вам задушевный, братья,

Со всех Славянщины концов,

Привет наш всем вам, без изъятья!

Для всех семейный пир готов!

Недаром вас звала Россия

На праздник мира и любви;

Но знайте, гости дорогие,

Вы здесь не гости, вы — свои!

Вы дома здесь, и больше дома,

Чем там, на родине своей,-

Здесь, где господство незнакомо

Иноязыческих властей,

Здесь, где у власти и подданства

Один язык, один для всех,

И не считается Славянство

За тяжкий первородный грех!

Хотя враждебною судьбиной

И были мы разлучены,

Но все же мы народ единый,

Единой матери сыны;

Но все же братья мы родные!

Вот, вот что ненавидят в нас!

Вам не прощается Россия,

России — не прощают sacs.

Тютчев 3jpgСмущает их, и до испугу,

Что вся славянская семья

В лицо и недругу и другу

Впервые скажет: — Это я!

При неотступном вспоминанье

О длинной цепи злых обид

Славянское самосознанье,

Как Божья кара, их страшит!

Давно на почве европейской,

Где ложь так пышно разрослась,

Давно наукой фарисейской

Двойная правда создалась:

Для них — закон и равноправноcть,

Для нас — насилье и обман,

И закрепила стародавность

Их как наследие славян.

И то, что длилося веками,

Не истощилось и поднесь

И тяготеет и над нами —

Над нами, собранными здесь…

Еще болит от старых болей

Вся современная пора…

Не тронуто Коссово поле,

Не срыта Белая Гора!

Памятник на Косовом полеА между нас,- позор немалый,-

В славянской, всем родной среде,

Лишь тот ушел от их опалы

И не подвергся их вражде,

Кто для своих всегда и всюду

Злодеем был передовым:

Они лишь нашего Иуду

Честят лобзанием своим.

Опально-мировое племя,

Когда же будешь ты народ?

Когда же упразднится время

Тютчев 7Твоей и розни и невзгод,

И грянет клич к объединенью,

И рухнет то, что делит нас?..

Мы ждем и верим провиденью —

Ему известны день и час…

И эта вера в правду Бога

Уж в нашей не умрет груди,

Хоть много жертв и горя много

Еще мы видим впереди…

Он жив — Верховный Промыслитель,

И суд Его не оскудел,

И снова царь-освободитель

За русский выступит предел…

Тютчев 6Он воочию увидел все «прелести» европейской жизни своего времени и ощутил опасность, исходившую от слепого увлечения Западом.

В том же 1867 году были написаны стихи о либерализме:

— Напрасный труд — нет, их не вразумишь, —

Чем либеральней, тем они пошлее,

Цивилизация — для них фетиш,

Но недоступна им её идея.

Как перед ней ни гнитесь, господа,

Вам не снискать признанья от Европы:

В её глазах вы будете всегда

Не слуги просвещенья, а холопы.

В своих письмах, недавно опубликованных, он убеждал, что Россия обладает совершенно особой ролью и особым путем в истории.

Основа этой роли и этого пути  — Православие.

тютчев 2Ф.И. Тютчев, великий русский поэт, обладал совершенно особым отношением к человеку и природе: он смотрел на них вещим взглядом, и от него не было закрыто их сокровенное существо.

В 1869 году Тютчев написал поразительные стихи:

— Нам не дано предугадать,

Как слово наше отзовётся, —

И нам сочувствие даётся,

Как нам даётся благодать…

Природа воспринималась им как живое Божье создание:

— Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик.

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

В Тютчеве было духовидение, и не случайно однажды у него вырвалось признание:

Ночь в лесу— Нет, моего к тебе пристрастья

Я скрыть не в силах, мать Земля!..

Потому мир природных духов и стихий, был видим им

почти с такой же отчетливостью, как мир зримых форм.

— Черней и чаще бор глубокий.

Какие грустные места!

Ночь хмурая, как зверь стоокий,

Глядит из каждого куста!

Стихи Тютчева пронизаны духовной мудростью:

Тютчев 6а— Не рассуждай, не хлопочи!..

Безумство ищет, глупость судит;

Дневные раны сном лечи,

А завтра быть чему, то будет.

Живя, умей всё пережить:

печаль, и радость, и тревогу.

Чего желать? О чём тужить?

День пережит — и слава Богу!

— Разумеется, Тютчев был православным. Картина конца вселенной в его знаменитом стихотворении — это почти видение:

Страшный суд3— Когда пробьет последний час природы,

Состав частей разрушится земных:

Все зримое опять покроют воды,

И Божий Лик изобразится в них!

Внутренний путь Тютчева был путем христианским, путем Креста. Во многих его стихотворениях сквозит как бы постоянное страдание, и часто его причина — вовне, в страданиях человечества:

Венецианов. За вышивкой— Слезы людские, о слезы людские,

Льетесь вы ранней и поздней порой…

Льетесь безвестные, льетесь незримые,

Неистощимые, неисчислимые,

Льетесь, как льются струи дождевые

В осень глухую, порою ночной.

И, наверное, нет в русской поэзии более глубокого проникновения в христианскую душу России, чем таинственный тютчевский шедевр — маленький стихотворный мир:

 

Спассое_Лутовиново

— Эти бедные селенья,

Эта скудная природа —

Край родной долготерпенья,

Край ты русского народа!

Не поймет и не заметит

Гордый взор иноплеменный,

Что сквозит и тайно светит

В наготе твоей смиренной.

Удрученный ношей крестной,

Тютчев. Памятник на Новодевичьем кладбище СПб

Всю тебя, земля родная,

В рабском виде Царь Небесный

Исходил, благословляя.

Федор Иванович Тютчев скончался 27 июля 1873 года. Он похоронен на Новодевичьем кладбище Санкт-Петербурга. Над его могилой установлен белый мраморный крест.

Здесь вы можете услышать программы Ольги Фомичевой о Федоре Ивановиче Тютчеве.

 

27 июля 2014

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика
loading