Официальный сайт

ЧТО ОСТАНЕТСЯ ЗА ДУШОЙ

Святой Антоний Великий, память которого мы празднуем 30 января положил начало уединенному пустынному подвижничеству. Жизнью своей он представил идеал угождения Богу. И вместе с тем, указал путь, которым и всякий человек, если захочет, должен идти. К возможному для нас на земле совершенству, которое дает христианство. Его суждения готовят человека к встрече с вечностью.

— Все попечение надо прилагать более о душе, а не о теле. И телу уступать по необходимости малое время, все же остальное посвящать наиболее душе и искать ее пользы. Чтобы не увлекалась она телесными сластями. Но чтобы душа себе порабощала тело.

Это и значит сказанное Спасителем:

— Не заботьтесь душей вашей, что есть, ни телом, во что одеться (Мф. 6.25). Итак, не ищите, что вам есть, или что пить, и не беспокойтесь, потому что всего этого ищут люди мира сего. Ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том. Наипаче ищите Царствия Божия, и это всё приложится вам. (Лк. 12, 29-31).

Antonii_VelikiiДа будет общей для всех такая преимущественно забота, чтобы начав, не ослабевать и не унывать в трудах. И не говорить — долго уже времени пребываем мы в подвиге духовном. Но лучше, как бы начиная каждый день, будем приумножать ревность свою.

Целая жизнь человеческая весьма коротка в сравнении с будущими веками. И все наше — ничто пред жизнью вечной. Так что, тогда как в мире всякая вещь продается по стоимости, и всякий выменивает равное на равное, обетование жизни вечной покупается за малость некую.

Ибо написано:

— Дней лет наших — семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет. И самая лучшая пора их — труд и болезнь (Пс. 89, 10).

Итак, если и все восемьдесят, или даже сто лет пребудем мы в подвиге, то не равное ста годам время будем царствовать. Но вместо ста лет, будем царствовать во веки веков.

Притом, подвизавшись на земле, наследие получить не на земле, но на небесах имеем мы обетование. И еще — сложив тело тленным, мы восприимем его нетленным. Не будем же унывать, и не будем думать, будто долго пребыли мы в подвиге духовном, или сделали что-то великое. Ибо недостойны страсти нынешнего времени, к хотящей славе явиться в нас (Рим. 8.18).

Bogatstvo4Так же, взирая на мир, не будем думать, будто отреклись мы от великого чего-либо. Ибо и вся эта земля очень мала пред целым небом. Поэтому, если бы и над всей землей были мы господами и отреклись от всей земли, то и в этом опять не было бы ничего, равноценного Царству Небесному.

Ибо как тот, кто бросает одну монетку меди, чтоб приобрести сто монет золота, так и тот, кто, будучи господином всей земли, отрекается от нее, оставляет не много. А получает во сто крат более.

Если же вся земля не равноценна небесам, то оставляющий несколько десятин, как бы ничего не оставляет. Хотя бы оставил он при том и дом и много золота, и тогда не должен хвалиться, или малодушествовать.

С другой стороны надо подумать, что если бы не оставили мы то, что имеем ради добродетели, все равно после, умирая, оставили бы это. Как и оставляем часто даже тем, кому не хотели бы. Как упомянул об этом еще Екклезиаст (4. 8). Почему же не оставить нам этого ради добродетели, чтобы наследовать за то Царство Небесное?

Bogatstvo3По той же причине никто из нас не должен питать в себе желание приобретать. Ибо, какая выгода приобретать то, чего не возьмем с собою. Почему не приобретать нам лучше то, что и с собою взять можем. Например: благоразумие, справедливость, целомудрие, мужество, рассудительность, любовь, нищелюбие, веру во Христа, безгневие, страннолюбие?

Приобретя эти добродетели, мы найдем их впереди себя там. Приготовляющими нам пристанище на земле кротких.

Почитая богатство и полное им наслаждение одной кратковременной призрачной суетой, и помня, что добродетельная и богоугодная жизнь лучше богатства, ты твердо будешь стоять в этом убеждении.  И содержа это в памяти, не будешь ни вздыхать, ни сетовать. Ни роптать на кого-либо. Но за все будешь благодарить Бога, когда увидишь, что худшие тебя прославляются за красноречие или ученость и богатство.

Ненасытное желание богатства и удовольствий, славолюбие и тщеславие при неведении истины — самые злые страсти души.

3d rich business man swimming in money oceanДело человека добродетельного и разумного не продавать свободу свою ради приобретения богатства. Хотя бы достающееся ему было очень значительно. Ибо сну подобны житейские блага. И богатство имеет только призрачный блеск, неверный и маловременный.

Не довольствующиеся тем, что есть у них для поддержания жизни, но домогающиеся большего, порабощают себя страстям, метущим душу и влагающим в нее помыслы и мечтания все худшие и худшие. Что все нехорошо и что, следовательно, надо приобрести новое и лучшее. Как сверх меры длинная одежда мешает идти путешествующим, так и желание имущества сверх меры не дает душе подвизаться и спастись.

В нашей власти жить целомудренно, но сделаться богатым не в нашей власти. Итак, что же? Не должно ли осуждать душу нашу за желание маловременного и призрачного блеска богатства, которого стяжать не имеем власти? О, как неразумно поступаем мы, желая все богатства! Не знаем разве, что выше всех добродетелей есть смиренномудрие, как больше всех страстей есть чревоугодие и ненасытное желание житейских благ.

30 января 2016
Яндекс.Метрика
loading