Официальный сайт

БРЕМЯ РОСТОВЩИКОВ. ПРОДОЛЖЕНИЕ

Послушайте, богатые – говорит Святитель Василий Великий – какие советы даем мы бедным по причине вашего бесчеловечия. Лучше с терпением переносить другие бедствия, нежели те, которые бывают следствием роста долга. Но если бы вы повиновались Господу, то какая нужда была бы в этих словах? Какой же совет дает Господь?

– И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? Скажешь: какой же это заем, с которым не сопряжена надежда возвращения?

Вникни в силу речения и подивишься человеколюбию Законодателя. Когда будешь давать бедному ради Господа, это будет и дар и заем. Дар по безнадежности получить обратно. Заем по великодаровитости Владыки, Который Сам за него заплатит. И, взяв малость через бедного, воздаст за то великим.

Ибо, благотворящий бедному дает взаймы Господу. И Он воздаст ему за благодеяние его (Притч. 19.17).
Неужели не захочешь, чтобы общий всех Владыка принял на Себя ответственность заплатить тебе?

Ведь если какой-нибудь богач в городе обещает заплатить за других, не примешь ли его поручительства? Но Бога не допускаешь платить за убогих? Отдай серебро, которое лежит у тебя напрасно, не отягощая бедного процентами, и будет хорошо обоим.

Тебе, потому что серебро сбережется в безопасности. И взявшему у тебя, потому что он через употребление извлечет из него пользу.

А если домогаешься прибытка, то удовольствуйся тем, какой получишь от Господа. Он за бедных заплатит и приращение. От Того, Который подлинно человеколюбив, ожидай человеколюбия.

Если берешь с бедного, то это верх человеконенавистничества. Ты из чужих несчастий извлекаешь прибыль. Со слез собираешь деньги. Душишь нагого, бьешь голодного.

У тебя нет жалости, нет и мысли о родстве со страдальцем – и ты называешь человеколюбивыми получаемые таким образом прибытки?

– Горе глаголющим горькое сладкое, и сладкое горькое (Ис. 5.20). И называющим бесчеловечие человеколюбием.

Не таким было гадание, которое Самсон предлагал пирующим:

– Из ядущего вышло ядомое, и из сильного вышло сладкое (Суд. 14.14). И от человеконенавистника вышло человеколюбие.

– Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? И от роста процентов – человеколюбия. Тáк, всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые (Мф.7. 16-17).
Есть какие-то ростособиратели, процентщики – то со ста, то с десяти (и самые названия их страшно слышать) – и какие-то помесячные взыскатели, которые как бесы, производящие падучую болезнь, по лунным кругообращениям нападают на бедных.

Дурная для обоих уплата, и для дающего, и для получающего! У одного производит ущерб в деньгах. Другому вредит самой душе. Земледелец, получив колос, не ищет опять под корнем семени, а ты и плоды берешь, и не прощаешь того, с чего получаешь рост.

Ты без земли сеешь. Не сеяв, жнешь. Неизвестно, кому собираешь. Есть проливающий слезы от роста – это известно. Но кто воспользуется приобретенным тобой через это богатством – сомнительно.

Ибо неизвестно, не другим ли предоставишь употребление богатства, собрав для себя одно зло неправды.

Итак, просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся (Мф. 5.42). И серебра твоего в лихву не давай.

Чтобы, из Ветхого и Нового Завета научившись полезному, с благой надеждой отойти тебе ко Господу. И там получить прибыль добрых дел во Христе Иисусе Господе нашем. Которому слава и держава во веки веков.

 

Начало и продолжение «Бремя ростовщиков» на сайте в разделе «Все статьи».

 

30 августа 2017
Яндекс.Метрика
loading